Определение Ивановского областного суда от 10.06.2015 по делу N 33-1087 <Об оставлении без изменения решения Ленинского районного суда г. Иваново от 19.03.2015, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующим абзаца 2 пункта 4 раздела 4 Положения о пенсионном обеспечении лиц, замещавших выборные муниципальные должности на постоянной основе..., утв. решением Ивановской городской Думы от 28.05.2008 N 802> Свод законодательства



ИВАНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 июня 2015 г. по делу № 33-1087

Судья Пискунова И.В.

г. Иваново

Судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного суда в составе председательствующего судьи Галактионовой Р.А.,
Судей Даниловой И.С., Акуловой Н.А.,
при секретаре С.,
с участием прокурора Хохловой А.П.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Даниловой И.С.
дело по апелляционной жалобе представителя Г. по доверенности - З.
на решение Ленинского районного суда гор. Иваново от 19 марта 2015 года
по заявлению Г. об оспаривании нормативного правового акта,

установила:

Г. обратилась в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта, по тем основаниям, что в период с 01.08.1974 года по 29.09.1980 года она работала в должности инспектора Фрунзенского районного отдела социального обеспечения. С 30.09.1980 года переведена на должность заместителя заведующего отделом. На основании постановления Главы администрации Ивановской области от 13.02.1992 года № 119 отдел социального обеспечения реорганизован в отдел социальной защиты населения Фрунзенского района г. Иваново (далее переименован в МУ "Отдел по назначению и выплате пенсий и пособий Фрунзенского района Администрации г. Иваново").
29.06.2001 года она была уволена в порядке перевода в Отделение пенсионного фонда России по Ивановской области, поскольку 26.06.2001 года Главой города Иваново было принято постановление о реорганизации муниципальных учреждений "Отделов по назначению и выплате пенсий и пособий" Ленинского, Октябрьского, Фрунзенского и Советского районов города и руководителям отделов предписано в срок до 01.07.2001 года осуществить перевод специалистов, занимающихся вопросами назначения и выплаты государственных пенсий.
25.02.2013 года заявительница обратилась в администрацию г. Иваново с заявлением о назначении муниципальной пенсии за выслугу лет. Однако письмом от 20.03.2013 года за № 03-02-957 было в этом отказано на основании пп. 4 п. 4 решения Ивановской городской Думы четвертого созыва (тридцать шестое заседание) от 28 мая 2008 года № 802 "Об утверждении положения о пенсионном обеспечении лиц, замещавших выборные муниципальные должности на постоянной основе, муниципальные должности муниципальной службы г. Иваново, должности членов избирательной комиссии г. Иваново на постоянной (штатной основе)" (далее по тексту Положение), поскольку заявительница была уволена 29.06.2001 года в порядке перевода в отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Ивановской области, при этом на момент увольнения не достигла пенсионного возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, и не имела пенсии по инвалидности.
Разделом 4 Положения установлены обязательные условия назначения пенсий за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы: наличие стажа муниципальной службы не менее 15 лет (пункт 1 раздела 4 Положения); основания увольнения (пункт 2 раздела 4 Положения) - достижение на момент увольнения возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, или наличие на момент увольнения пенсии по инвалидности (за исключением увольнения по основаниям, указанным в подпунктах "г" и "д" пункта 2 раздела 4 Положения - в связи с ликвидацией органа местного самоуправления (пункт "г") и сокращением численности или штата муниципальных служащих органа местного самоуправления (пункт "д") (пункт 3 раздела 4 Положения).
Вместе с тем, абзац 2 пункта 4 раздела 4 устанавливает, что граждане, замещавшие муниципальные должности муниципальной службы города Иванова, уволенные с муниципальной службы после 1 ноября 2005 года по основаниям, указанным в пунктах: "а" (соглашение сторон), "б" (истечение срока трудового договора), "в" (расторжение трудового договора по инициативе муниципального служащего), "е" (перевод муниципального служащего по его просьбе и с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную работу (должность), не достигшие на момент увольнения с муниципальной службы возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, и не имеющие права на пенсию по инвалидности, имеют право на пенсию за выслугу лет при установлении трудовой пенсии по старости (инвалидности) при наличии стажа муниципальной службы не менее 20 лет, из них 12 полных месяцев перед увольнением с муниципальной службы.
Заявительница считает условие абзаца 2 пункта 4 раздела 4 Положения, определяющее как основание назначения пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы г. Иваново и уволенных с муниципальной службы после 1 ноября 2005 года по основаниям предусмотренным пунктами "а", "б", "в", "е", в части установления условия увольнения с муниципальной службы после 1 ноября 2005 года не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 2) и 55 (части 2 и 3).
Со ссылкой на Определение Конституционного Суда Российской Федерации № 320-О от 5 ноября 2002 года, Постановление Конституционного суда РФ от 3 июня 2004 года № 11-П, просит признать абзац 2 пункта 4 раздела 4 "Положения о пенсионном обеспечении лиц, замещавших выборные муниципальные должности на постоянной основе, муниципальные должности муниципальной службы г. Иваново, должности членов избирательной комиссии г. Иваново на постоянной (штатной основе)", утвержденного Решением Ивановской городской Думы четвертого созыва (тридцать шестое заседание) от 28 мая 2008 года № 802 "Об утверждении положения о пенсионном обеспечении лиц, замещавших выборные муниципальные должности на постоянной основе, муниципальные должности муниципальной службы г. Иваново, должности членов избирательной комиссии г. Иваново на постоянной (штатной основе)" (далее по тексту оспариваемый акт) в части установления условия возникновения права на пенсию за выслугу лет при увольнения с муниципальной службы "после 1 ноября 2005 года" не действующим с момента официального опубликования нормативного правового акта, то есть с 17.06.2008 года.
Решением суда в удовлетворении заявленных требований отказать.
С решением суда не согласна Г. В апелляционной жалобе, поданной ее представителем по доверенности З., ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств дела, просит его отменить и вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 и ч. 1 ст. 327 ГПК РФ, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие Г., представителей Ивановской Городской Думы, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Выслушав представителя Г. по доверенности З., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, соглашаясь с заключением прокурора, полагавшего оспариваемое решение законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Предметом рассмотрения в порядке нормоконтроля является абзац 2 пункта 4 раздела 4 "Положения о пенсионном обеспечении лиц, замещавших выборные муниципальные должности на постоянной основе, муниципальные должности муниципальной службы г. Иваново, должности членов избирательной комиссии г. Иваново на постоянной (штатной основе)", утвержденного Решением Ивановской городской Думы четвертого созыва (тридцать шестое заседание) от 28 мая 2008 года № 802 "Об утверждении положения о пенсионном обеспечении лиц, замещавших выборные муниципальные должности на постоянной основе, муниципальные должности муниципальной службы г. Иваново, должности членов избирательной комиссии г. Иваново на постоянной (штатной основе)" (далее по тексту оспариваемый акт) в части установления условия возникновения права на пенсию за выслугу лет при увольнения с муниципальной службы "после 1 ноября 2005 года".
Факт обращения заявительницы о назначении пенсии в администрацию города Иваново 25 февраля 2013 года и получение отказа в письме от 20.03.2013 года со ссылкой на оспариваемый акт подтвержден материалами дела.
Из материалов дела также следует и не оспаривается сторонами, что с должности муниципального служащего (заместителя заведующего МУ отдела по назначению и выплате пенсий и пособий Фрунзенского районного отдела социального обеспечения) заявительница была уволена 29.06.2001 года в порядке перевода в отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Ивановской области, на момент увольнения не достигла пенсионного возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, и не имела пенсии по инвалидности.
Получателем трудовой пенсии по старости является с 13.04.2005 года. Оспариваемый акт принят Ивановской городской Думой в 2008 году, т.о. нет оснований говорить о нарушении принципа равенства в отношении заявительницы по сравнению с лицами, уволенными с муниципальной службы после 01 ноября 2005 года. Доводы жалобы в этой части необоснованны.
Не соглашается судебная коллегия и со ссылкой в жалобе на то, что оспариваемый акт противоречит действующему законодательству.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что представительный орган местного самоуправления города Иванова, закрепив в своем решении порядок организации назначения, выплаты, индексации, перерасчета и прекращения выплаты пенсии за выслугу лет муниципальным служащим, действовал в пределах предоставленных ему полномочий. Положения оспариваемого муниципального нормативного правового акта являются частью правового механизма, направленного на реализацию права на дополнительное пенсионное обеспечение лиц, продолжительное время замещавших муниципальные должности в органах местного самоуправления города Иванова и не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права отдельных граждан, не подпадающих под действие данного правового акта, и как несовместимое с конституционной самостоятельностью местного самоуправления.
Данные выводы суда в решении подробно мотивированы со ссылкой на положения Конституции Российской Федерации (ст. ст. 6, 7, 12, 15, 39), Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации" (ст. ст. 5, 11, 23, 24) в системном анализе с положениями ст. 7 Федерального закона "О государственной гражданской службе в РФ", положениями Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" а также Закона Ивановской области "О государственном пенсионном обеспечении граждан, проходивших государственную службу в органах государственной власти Ивановской области и иных государственных органах Ивановской области".
Так, Законом Ивановской области от 24.10.2005 № 140-ОЗ (ред. от 30.04.2014 года) "О государственном пенсионном обеспечении граждан, проходивших государственную службу в органах государственной власти и Ивановской области и иных государственных органах Ивановской области" устанавливаются условия возникновения права на пенсию за выслугу лет лицам, занимавшим муниципальные должности или замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области. Частью 7 ст. 15 Закона определено, что порядок назначения, определение размера, перерасчет размера (в том числе индексации), выплата и организация доставки пенсии за выслугу лет определяются правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований.
В оспариваемом решении обоснованно приведена и позиция Конституционного Суда Российской Федерации о том, что участие субъектов Российской Федерации в регулировании вопросов дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих не выходит за пределы их компетенции в рамках конституционного разграничения полномочий органов государственной власти Российской Федерацией, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления (определения от 13 октября 2009 года № 1190-О-О, от 24 января 2013 года № 63-О, от 23 апреля 2013 года № 656-О и др.).
Определение конкретного временного периода, с которого начинает действовать муниципальный правовой акт о пенсии муниципального служащего за выслугу лет - в силу действующего правового регулирования пенсионного обеспечения муниципальных служащих - осуществляется именно органами местного самоуправления, которые не могут действовать произвольно. Согласно части 2 статьи 24 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" органы местного самоуправления должны руководствоваться установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, а максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Тем самым федеральный законодатель в общем виде определил границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования.
Ивановская городская Дума четвертого созыва, действуя в пределах предоставленного ей полномочий, в целях определения порядка организации назначения, выплаты, индексации, перерасчета и прекращения выплаты пенсии за выслугу лет муниципальным служащим 28.05.2008 г. приняла решение № 802 "Об утверждении Положения о пенсионном обеспечении лиц, замещавших выборные муниципальные должности на постоянной основе, муниципальные должности муниципальной службы города Иванова, должности членов избирательной комиссии города Иванова на постоянной (штатной) основе", согласно которому право на пенсию за выслугу лет при установлении им трудовой пенсии по старости (инвалидности) при наличии стажа муниципальной службы не менее 20 лет, из них 12 полных месяцев - непосредственно перед увольнением с муниципальной службы, имеют лица, замещавшие должности муниципальной службы (по аналогии с государственными гражданскими служащими), и уволенные после 1 ноября 2005 года (в Законе Ивановской области № 140-ОЗ - после 1 февраля 2005 года) по основаниям, указанным в пунктах 8 - 10 части 1 статьи 3 Закона Ивановской области № 140-ОЗ, не достигшие на момент увольнения с муниципальной службы пенсионного возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, и не имеющие право на пенсию по инвалидности.
Поскольку оспариваемый заявителем акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не нарушает прав заявителя, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявления, предусмотренные ч. 1 ст. 253 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы, основанные на тех же правовых нормах, что и оспариваемое решение, свидетельствуют об ином, отличном от позиции суда толковании, т.е. фактически направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, что не свидетельствует о незаконности оспариваемого решения.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда гор. Иваново от 19 марта 2015 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Г. по доверенности - З. - без удовлетворения.


------------------------------------------------------------------