Определение Ивановского областного суда от 19.05.2015 по делу N 3-10/2015 <О прекращении производства по делу о признании частично недействующим Административного регламента предоставления государственной услуги Ивановской области "Согласование в случаях и порядке, установленных Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации", проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ...", утв. Приказом Департамента культуры и культурного наследия Ивановской области от 30.11.2012 N 249> Свод законодательства



ИВАНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 мая 2015 г. по делу № 3-10/2015

г. Иваново

Ивановский областной суд в составе председательствующего судьи Рябцевой О.В.,
при секретаре Р.,
с участием прокурора отдела прокуратуры Ивановской области Степановой Е.А.,
представителя заявителя С. - Ш.,
представителя Департамента культуры и туризма Ивановской области М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению С. о признании частично противоречащим федеральному законодательству Административного регламента предоставления государственной услуги Ивановской области "Согласование в случаях и порядке, установленных Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ и проектов проведения указанных работ, выдача разрешений на проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ", утвержденного приказом Департамента культуры и культурного наследия Ивановской области от 30 ноября 2012 года № 249,

установил:

Приказом Департамента культуры и культурного наследия Ивановской области от 30 ноября 2012 года № 249 (в настоящее время - Департамент культуры и туризма Ивановской области) утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги Ивановской области "Согласование в случаях и порядке, установленных Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ и проектов проведения указанных работ, выдача разрешений на проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ" (далее - Административный регламент).
Первоначальный текст данного приказа опубликован в "Собрании законодательства Ивановской области" 19.02.2013 г. № 6 (625).
Пунктами 2.11, 2.11.2, 2.11.2.1, 2.11.2.2 Административного регламента предусмотрено, что в Перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, участвующих в предоставлении государственной услуги, и которые заявитель вправе представить самостоятельно, входит заключение Государственного бюджетного учреждения Ивановской области "Плесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник" (далее - ГБУ "Плесский музей-заповедник") (при планировании работ в границах территории Плесского музея-заповедника, заповедной территории и зоны охраняемого ландшафта).
ГБУ "Плесский музей-заповедник" оформляет заключение по форме, приведенной в Приложении 3 к настоящему Административному регламенту. При подготовке заключения ГБУ "Плесский музей-заповедник" применяет следующие критерии оценки:
- соответствие (несоответствие) землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ режимам содержания и использования охранных зон объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), историко-культурной, природной среды Плесского музея-заповедника, его заповедной территории и зоны охраняемого ландшафта, утвержденным решением Ивановского областного Совета народных депутатов от 11.06.1993 № 138 "Об утверждении границ Плесского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, заповедной территории, зоны охраняемого ландшафта и установлении режимов их охраны и содержания" (п. 2.11.2.1);
- соответствие планируемых работ сложившейся планировке города Плеса, его застройке, композиции, объемно-пространственной структуре, природному ландшафту, форме и облику зданий и сооружений (форма и материал кровли, оконных заполнений, наличников, окраска и отделка фасадов), объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), объединенных масштабом, объемом, структурой, стилем и декоративными элементами (п. 2.11.2.2).
Согласно пунктам 2.16 и 2.16.4 отрицательное заключение ГБУ "Плесский музей-заповедник" (при планировании работ в границах территории Плесского музея-заповедника, заповедной территории и зоны охраняемого ландшафта) является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги.

С. обратилась в суд с заявлением о признании пунктов 2.11.2, 2.11.2.1, 2.11.2.2, 2.16.4 указанного Административного регламента противоречащими Федеральному закону "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 5.06.2002 г. № 73-ФЗ и Федеральному закону "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" от 26.05.1996 г. № 54-ФЗ.
Заявление мотивировано тем, что С. на основании договоров аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности до разграничения № 31/13 и № 63/13 от 18.06.2013 г. владеет земельными участками с кадастровыми номерами 37:13:020109:74 и 37:13:020109:75, расположенными в границах Плесского городского поселения. Для предоставления государственной услуги "Согласование в случаях и порядке, установленных Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ и проектов проведения указанных работ, выдача разрешений на проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ" и достижения положительного результата в виде согласования работ заявителю необходимо получить в ГБУ "Плесский музей-заповедник" положительное заключение при планировании работ в границах территории Плесского музея-заповедника, заповедной территории и зоны охраняемого ландшафта, что предусмотрено оспариваемыми пунктами Административного регламента. С. считает, что функции оформления заключений, а также предоставления согласований на предстоящие работы, подлежащие согласованию с органом исполнительной власти в сфере охраны объектов культурного наследия в случаях и порядке, установленных Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 5.06.2002 г. № 73-ФЗ, у музеев-заповедников отсутствуют.
В судебном заседании прокурор Степанова Е.А. заявила ходатайство о прекращении производства по делу в связи с тем, что оспариваемый заявителем нормативно-правовой акт утратил силу, поэтому прав и законных интересов С. в настоящее время не нарушает.
Представитель заявительницы Ш. против удовлетворения ходатайства прокурора возражал, настаивал на признании противоречащим федеральному законодательству утратившего силу с 13.05.2015 г. Приказа Департамента культуры и культурного наследия Ивановской области от 30 ноября 2012 года № 249 в части пунктов 2.11.2; 2.11.2.1; 2.11.2.2; 2.16.4 и пояснил, что оспариваемые пункты Административного регламента нарушают права заявительницы, поскольку на основании этих норм С. было отказано в предоставлении государственной услуги.
Представитель Департамента культуры и туризма Ивановской области М. ходатайство прокурора поддержал.
Выслушав мнение представителя заявительницы и представителя Департамента культуры и туризма Ивановской области, обсудив заявленное прокурором ходатайство, проверив, исследовав и оценив документы, имеющиеся в деле, суд находит ходатайство прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
По смыслу статей 251, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предметом судебного обжалования могут быть только такие правовые акты нормативного характера, которые на момент рассмотрения заявленных требований являются действующими и влекущими нарушения прав и свобод. Правовые акты, действие которых прекращено, сами по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей не являются и нарушений охраняемых законом прав и интересов повлечь не могут.
Об этом же указано в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 г. № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", согласно которому судья отказывает в принятии заявления в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 134 или частью 8 статьи 251 ГПК РФ в случае, когда в заявлении оспаривается недействующий нормативный правовой акт или его часть (в том числе акт, не вступивший в силу, отмененный органом или должностным лицом, его издавшими, утративший силу в связи с ограничением его действия временными рамками, указанными в самом акте, а также формально не отмененный, но фактически не действующий в силу издания более позднего акта), поскольку такой акт или его часть не порождает правовых последствий, вследствие чего не может повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод заявителя и других лиц. Заявитель вправе оспорить в суде в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, решения, действия (бездействие), основанные на таком нормативном правовом акте, либо обратиться в суд в порядке искового производства за защитой субъективного права или за освобождением от юридической обязанности, поставив вопрос о неприменении при разрешении спора данного нормативного правового акта или его части.
Приказом Департамента культуры и туризма Ивановской области от 3.04.2015 г. № 14 признан утратившим приказ Департамента культуры и культурного наследия Ивановской области от 30.11.2012 г. № 249 "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги Ивановской области "Согласование в случаях и порядке, установленных Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ и проектов проведения указанных работ, выдача разрешений на проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ".
Этим же Приказом от 3.04.2015 г. № 14 утверждено Положение о временном порядке согласования проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ в границах зон охраны и территорий памятников истории и культуры, установленных в соответствии с законодательством РСФСР и законодательством Российской Федерации.
Приказ Департамента и культуры Ивановской области от 3.04.2015 г. № 14 опубликован в "Собрании законодательства Ивановской области" 12.05.2015 г. № 17 (736) и вступил в силу с 13.05.2015 г.
Таким образом оспариваемый заявительницей нормативный акт утратил силу, вследствие чего прекратил свое действие и в настоящее время не влечет за собой нарушения каких-либо прав и охраняемых законом интересов С. Поэтому заявление С. в настоящее время не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства.
В соответствии с абзацем первым статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд прекращает производство по делу, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 134 данного Кодекса.
Кроме того, заявительница реализовала свое право оспорить в суде в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК Российской Федерации, отказ Департамента культуры и туризма Ивановской области, основанный на Административном регламенте, подав во Фрунзенский районный суд г. Иваново соответствующее заявление (п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 г. № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части").
При таких обстоятельствах производство по настоящему делу подлежит прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 220, 221 ГПК РФ, суд

определил:

производство по делу по заявлению С. о признании частично противоречащим федеральному законодательству Административного регламента предоставления государственной услуги Ивановской области "Согласование в случаях и порядке, установленных Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ и проектов проведения указанных работ, выдача разрешений на проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ", утвержденного приказом Департамента культуры и культурного наследия Ивановской области от 30 ноября 2012 года № 249 прекратить.
На определение может быть подана частная жалоба в апелляционную инстанцию Ивановского областного суда в течение пятнадцати дней со дня его вынесения.

Судья
О.В.РЯБЦЕВА


------------------------------------------------------------------