Решение Ивановского областного суда от 09.06.2015 по делу N 3-13/2015 <Об удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 4 приложения N 2 к постановлению Региональной службы по тарифам Ивановской области от 28.11.2014 N 640-э/2 "О внесении изменений в постановления РСТ Ивановской области от 28.12.2011 N 451-э/6 "Об установлении необходимой валовой выручки и долгосрочных параметров регулирования для сетевых организаций Ивановской области на 2012 - 2015 годы, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования" и от 19.12.2013 N 589-э/2 "Об установлении необходимой валовой выручки и долгосрочных параметров регулирования для сетевых организаций Ивановской области на 2014 - 2016 годы, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования"> Свод законодательства



ИВАНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 9 июня 2015 г. по делу № 3-13/2015

город Иваново

Ивановский областной суд в составе
председательствующего судьи Щегловой Е.С.
при секретаре П.Е.
с участием: прокурора Родионовой О.В.,
представителей заявителя - Открытого акционерного общества "Кинешемская городская электросеть" Е.М., А.В.,
заинтересованного лица - Департамента энергетики и тарифов Ивановской области П.Ю., Г.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества "Кинешемская городская электросеть" о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений постановления Региональной службы по тарифам Ивановской области от 28 ноября 2014 года № 640-э/2 "О внесении изменений в постановления РСТ Ивановской области от 28.12.2011 № 451-э/6 "Об установлении необходимой валовой выручки и долгосрочных параметров регулирования для сетевых организаций Ивановской области на 2012 - 2015 годы, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования" и от 19.12.2013 № 589-э/2 "Об установлении необходимой валовой выручки и долгосрочных параметров регулирования для сетевых организаций Ивановской области на 2014 - 2016 годы, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования",

установил:


Постановлением Региональной службы по тарифам Ивановской области от 28 декабря 2011 года № 451-э/6 "Об установлении необходимой валовой выручки и долгосрочных параметров регулирования для сетевых организаций Ивановской области на 2012 - 2015 годы, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования" (далее - Постановление РСТ Ивановской области от 28.11.2011 № 451-э/1) установлены: в приложении 1 - долгосрочные параметры регулирования для сетевых организаций Ивановской области на 2012 - 2015 годы, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров; в приложении 2 - необходимая валовая выручка для сетевых организаций Ивановской области на долгосрочный период регулирования 2012 - 2015 годы (без учета оплаты потерь).
Постановление РСТ Ивановской области от 28.11.2011 № 451-э/1 опубликовано в официальном печатном издании "Ивановская газета", № 14(5103) 27 января 2012 года, № 22(5111) 8 февраля 2012 года, № 24(5113) 10 февраля 2012 года, и в соответствии с пунктом 3 вступило в силу с даты официального опубликования.
В период с 28 декабря 2011 года по 2 октября 2014 года в указанное Постановление неоднократно вносились изменения.
В пункте 4 приложения 1 к Постановлению РСТ Ивановской области от 28.11.2011 № 451-э/1 (в редакции Постановления РСТ Ивановской области от 02.10.2014 № 627-э/3) для ОАО "Кинешемская городская электросеть" был установлен такой долгосрочный параметр регулирования как величина технологического расхода (потерь) электрической энергии на 2014 год в размере 18,5853 млн. кВт·ч.
Постановлением Региональной службы по тарифам Ивановской области от 28 ноября 2014 года № 640-э/2 "О внесении изменений в постановления РСТ Ивановской области от 28.12.2011 № 451-э/6 "Об установлении необходимой валовой выручки и долгосрочных параметров регулирования для сетевых организаций Ивановской области на 2012 - 2015 годы, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования" и от 19.12.2013 № 589-э/2 "Об установлении необходимой валовой выручки и долгосрочных параметров регулирования для сетевых организаций Ивановской области на 2014 - 2016 годы, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования" (далее - Постановление РСТ Ивановской области от 28.11.2014 № 640-э/2) внесены изменения в Постановление РСТ Ивановской области от 28.12.2011 № 451-э/6 в части долгосрочных параметров регулирования, учитываемых при установлении необходимой валовой выручки для сетевых организаций Ивановской области на долгосрочный период регулирования 2012 - 2015 годов (без учета оплаты потерь).
Постановление РСТ Ивановской области от 28.11.2014 № 640-э/2 подписано начальником службы Ш.В., опубликовано в официальном печатном издании "Ивановская газета", № 214(5784), 11 декабря 2014 года, и в соответствии с пунктом 3 вступило в силу с даты официального опубликования.

В пункте 4 приложения 2 к Постановлению РСТ Ивановской области от 28.11.2014 № 640-э/1 для ОАО "Кинешемская городская электросеть" установлена величина технологического расхода (потерь) электрической энергии (уровень потерь) на 2015 год по среднему первому напряжению (СН-I) в размере 1,73%, по среднему второму напряжению (СН-II) в размере 3,20% и по низкому напряжению (НН) в размере 12,76%.
8 июня 2015 года Открытое акционерное общество "Кинешемская городская электросеть" (далее - ОАО "Кинешемская ГЭС") обратилось в Ивановский областной суд с заявлением, в котором просило признать противоречащими федеральному закону и недействующими отдельные положения Постановления РСТ Ивановской области от 28.11.2014 № 640-э/2, устанавливающие величину технологического расхода потерь электрической энергии (уровень потерь) для ОАО "Кинешемская ГЭС" на 2015 год по среднему первому напряжению (СН-I) в размере 1,73% и по среднему второму напряжению (СН-II) в размере 3,20%.

По мнению заявителя, оспариваемые положения Постановления РСТ Ивановской области от 28.11.2014 № 640-э/2 противоречат нормам Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", приказа Минэнерго России от 7 августа 2014 года № 516 "Об утверждении Методики определения нормативов потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям" и приказа Минэнерго России от 30 сентября 2014 года № 674 "Об утверждении нормативов потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций".
Требования ОАО "Кинешемская ГЭС" мотивированы тем, что для данной сетевой организации 2015 год является не первым, а последним годом долгосрочного периода регулирования, что указывает на необходимость применения при установлении величины технологического расхода потерь электрической энергии на 2015 год по уровням напряжения Нормативов потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций, утвержденных приказом Минэнерго России от 30 сентября 2014 года № 674.
В заявлении также обращено внимание на то обстоятельство, что в оспариваемом нормативном правовом акте был некорректно рассчитан объем и процент потерь электрической энергии в целом по организации без разделения данных об объемах и потерях поступающей электрической энергии по уровням напряжения, а также без учета потерь при трансформации напряжения с СН-I на СН-II на принадлежащей истцу ПС 35/6 "Городская".
Заявитель полагал, что установленная оспариваемым Постановлением величина технологического расхода (потерь) электрической энергии (уровень потерь) на 2015 год по указанным уровням напряжения СН-I и СН-II, повлечет формирование для данной сетевой организации Ивановской области убыточных тарифов на услуги по передаче электроэнергии на 2016 год и не позволит обеспечить подготовку к безаварийной работе в осенне-зимний период 2015 - 2016 годов, что противоречит установленным законом принципам недискриминационности и стабильности ценового тарифного регулирования.
В судебном заседании представители ОАО "Кинешемская ГЭС" А.В. и Е.М. заявление поддержали по изложенным в нем основаниям, дополнительно пояснили, что заявителем не оспаривается соблюдение регулирующим органом порядка принятия и правил введения в действие оспариваемого нормативного правового акта, основанием заявления является только несоответствие содержания отдельных положений Постановления РСТ Ивановской области от 28.11.2014 № 640-э/2 нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Представители заинтересованного лица - Департамента энергетики и тарифов Ивановской области (до переименования 1 января 2015 года - РСТ Ивановской области) П.Ю. и Г.Н. возражали против удовлетворения заявления по основаниям, указанным в письменном отзыве от 22 мая 2015 года, полагали, что пересмотр оспариваемых заявителем долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальной сетевой организации ОАО "Кинешемская ГЭС" правомерно произведен регулирующим органом с 1 января 2015 года на основании пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 31 июля 2014 года № 750 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам снижения величины перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе" и абзацев 24, 25 пункта 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178, в их действующей редакции (далее - Основы ценообразования).
Представители заинтересованного лица пояснили, что по результатам сравнения нормативов потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций, утвержденных приказом Минэнерго России от 30 сентября 2014 года № 674, и данных о фактических значениях потерь электрической энергии по уровням напряжения, содержащихся в представленной ОАО "Кинешемская ГЭС" за 2013 год статистической форме № 46-ЭЭ, были выбраны минимальные значения, которые позволили определить величину технологического расхода (потерь) электрической энергии (уровень потерь) для ОАО "Кинешемская ГЭС" на 2015 год по среднему первому напряжению (СН-I) в размере 1,73% и по среднему второму напряжению (СН-II) в размере 3,20%.
В судебное заседание, проходившее с перерывом 8 - 9 июня 2015 года, не явился представитель заинтересованного лица - Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ России), которая была заблаговременно и надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела. В письменных пояснениях ФСТ России от 3 июня 2015 года содержится просьба о рассмотрении дела в отсутствие представителя заинтересованного лица, а также обращено внимание на необходимость применения при определении величины технологического расхода (потерь) электрической энергии в сетях ОАО "Кинешемская ГЭС" на 2015 год, являющийся для данной организации последним годом первого долгосрочного периода регулирования, положений абзацев 21 - 23 пункта 38 Основ ценообразования с учетом Нормативов потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций, утвержденных приказом Минэнерго России от 30 сентября 2014 года № 674.
В судебном заседании прокурором дано заключение об отсутствии оснований для удовлетворения заявления ОАО "Кинешемская ГЭС". По мнению прокурора, оспариваемый нормативный акт принят уполномоченным органом с соблюдением установленной законом процедуры во исполнение требований пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 31 июля 2014 года № 750, изменившего с 2015 года нормативное регулирование деятельности территориальных сетевых организаций в целях сокращения перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе. Прокурор полагал, что величина технологического расхода (потерь) электрической энергии (уровень потерь) для ОАО "Кинешемская ГЭС" на 2015 год по среднему первому напряжению (СН-I) в размере 1,73% и по среднему второму напряжению (СН-II) в размере 3,20%, установленная Постановлением РСТ Ивановской области от 28.11.2014 № 640-э/2 на основании содержащихся в статистической форме № 46-ЭЭ за 2013 год данных о фактических потерях заявителя, соответствует требованиям абзаца 25 пункта 38 Основ ценообразования в его действующей редакции, поскольку для ОАО "Кинешемская ГЭС" 2014 год явился первым годом долгосрочного периода регулирования.
Заслушав объяснения представителей заявителя, представителей заинтересованного лица, заключение прокурора, изучив, проверив и оценив имеющиеся в деле письменные доказательства в их совокупности, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
В соответствии с пунктом 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию на оптовом и (или) розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178 в его действующей редакции (далее - Основы ценообразования).
Из материалов дела следует, что заявитель - ОАО "Кинешемская ГЭС" является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, для которой период с 2012 года по 2015 год включительно является первым долгосрочным периодом регулирования, когда тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования на регулирующий орган (Федеральную службу по тарифам и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов) возложена обязанность по принятию решения об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций.
Долгосрочные параметры регулирования - параметры расчета долгосрочных цен (тарифов), устанавливаемые на долгосрочный период регулирования сроком не менее пяти лет (пункт 2 Основ ценообразования).
Лицами, участвующими в деле, не ставилось под сомнение наличие у Региональной службы по тарифам Ивановской области (с 1 января 2015 года переименована в Департамент энергетики и тарифов Ивановской области) полномочий по утверждению и пересмотру для ОАО "Кинешемская ГЭС" долгосрочных параметров регулирования, на основании которых определяются тарифы на услуги по передаче электрической энергии, в том числе величины технологического расхода (потерь) электрической энергии на 2015 год.
Не оспаривалось заявителем и заинтересованными лицами и соблюдение РСТ Ивановской области порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, установленного Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178, равно как и соблюдение правил его опубликования и введения в действие, установленных статьей 2 Закона Ивановской области от 23 ноября 1994 года № 27-ОЗ "О порядке обнародования (официального опубликования) правовых актов Ивановской области, иной официальной информации".
В этой связи, суд, установив в настоящем деле, что оспариваемый нормативный правовой акт принят органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в пределах его полномочий с соблюдением требований законодательства Российской Федерации и Ивановской области к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, проверяет доводы заявителя о несоответствии нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, содержания отдельных оспариваемых положений Постановления РСТ Ивановской области от 28.11.2014 № 640-э/2, устанавливающих величину технологического расхода потерь электрической энергии (уровень потерь) для ОАО "Кинешемская ГЭС" на 2015 год по среднему первому напряжению (СН-I) в размере 1,73% и по среднему второму напряжению (СН-II) в размере 3,20%.
Действовавшее ранее нормативное регулирование величины технологического расхода потерь электрической энергии, содержащееся в разделе VI Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 № 861 (далее - Правила недискриминационного доступа), а также в пункте 38 Основ ценообразования, претерпело существенные изменения с 1 января 2014 года в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2013 года № 1019 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в целях изменения порядка нормирования потерь электрической энергии на основе сравнительного анализа" (далее - Постановление Правительства РФ от 13.11.2013 № 1019), а также - с 1 января 2015 года в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 31 июля 2014 года № 750 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам снижения величины перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе" (далее - Постановление Правительства РФ от 31.07.2014 № 750), что потребовало пересмотра установленных на период с 2012 года по 2015 года долгосрочных параметров регулирования территориальных сетевых организаций, в том числе и для ОАО "Кинешемская ГЭС", для которого 2015 год является последним годом первого долгосрочного периода регулирования.
На момент принятия 28 ноября 2014 года оспариваемого нормативного акта, отдельные положения которого оспариваются заявителем, Правила недискриминационного доступа определяли не только понятие размера фактических потерь электрической энергии в электрических сетях как разницу между объемом электрической энергии, поставленной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети, а также переданной в другие сетевые организации (пункт 50), но понятие нормативов потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, утверждаемых Минэнерго России в соответствии с Правилами недискриминационного доступа и методикой определения нормативов потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, утверждаемой Минэнерго России (пункт 53). При этом пунктом 54(1) Правил недискриминационного доступа было установлено, что нормативы потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций определяются на основе сравнительного анализа потерь с дифференциацией по уровням напряжения, исходя из необходимости сокращения нормативов потерь электрической энергии к 2017 году не менее чем на 11 процентов уровня потерь электрической энергии, предусмотренного в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации на 2012 год, в соответствии с порядком, предусмотренным методикой определения нормативов потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, которая, в свою очередь предусматривает определение нормативов указанных потерь на основе:
1) технологических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, обусловленных физическими процессами, происходящими при передаче электрической энергии, с учетом технических характеристик линий электропередачи, силовых трансформаторов и иных объектов электросетевого хозяйства, определяющих величину переменных потерь в соответствии с технологией передачи и преобразования электрической энергии, условно-постоянных потерь для линий электропередачи, силовых трансформаторов и иных объектов электросетевого хозяйства;
2) сравнительного анализа потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций с дифференциацией по уровням напряжения (пункт 55 Правил недискриминационного доступа).
Согласно пункту 9 Методики определения потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, утвержденной приказом Минэнерго России от 7 августа 2014 года № 506, нормативы потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций на основе сравнительного анализа определяются по следующим уровням напряжения:
высокое напряжение (ВН) - 110 кВ и выше, за исключением объектов электросетевого хозяйства и (или) их части, переданных в аренду организацией по управлению ЕНЭС территориальным сетевым организациям;
среднее первое напряжение (СН1) - 35 кВ;
среднее второе напряжение (СН2) - 20 - 1 кВ;
низкое напряжение (НН) - ниже 1 кВ.
Пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 31.07.2014 № 750 на Минэнерго России возложена обязанность утвердить до 1 октября 2014 года для территориальных сетевых организаций нормативы потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям.
Нормативы потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций утверждены приказом Минэнерго России от 30 сентября 2014 года № 674.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 31.07.2014 № 750 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов до 1 декабря 2014 года необходимо было принять решения о пересмотре с 1 января 2015 года такого долгосрочного параметра регулирования деятельности территориальных сетевых организаций как величина технологического расхода (потерь) электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, в том числе на основании нормативов потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций, утвержденных приказом Минэнерго России.
В письме ФСТ России от 21 ноября 2014 года № ЕП-12858/12 содержатся разъяснения относительно решений о пересмотре с 1 января 2015 года величины технологического расхода (потерь) электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям в соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования только для тех сетевых организаций, тарифы на услуги по передаче электрической энергии которых устанавливаются с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. При этом, в письме обращено внимание на утвержденные приказом Минэнерго России от 30.09.2014 № 674 Нормативы потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций.
Согласно абзацам 1, 6 пункта 38 Основ ценообразования (в их действующей редакции Постановления Правительства РФ от 13.11.2013 № 1019) тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, на основании долгосрочных параметров регулирования, включающих величину технологического расхода (потерь) электрической энергии (начиная с 2014 года для первого и (или) последующих долгосрочных периодов регулирования - уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям).
Абзацем 21 пункта 38 Основ ценообразования предусмотрено, что величина технологического расхода (потерь) электрической энергии на 1-й год долгосрочного периода регулирования определяется на основании нормативных технологических потерь, утверждаемых Министерством энергетики Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми указанным Министерством, и учитывается Федеральной службой по тарифам в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утверждаемом Федеральной службой по тарифам.
В случае отсутствия до 1 октября утвержденных Министерством энергетики Российской Федерации нормативов технологических потерь на расчетный период регулирования величина технологического расхода (потерь) электрической энергии определяется исходя из сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) на соответствующий расчетный период регулирования (абзац 22 пункта 38 Основ ценообразования).
В последующие годы долгосрочного периода регулирования величина технологического расхода (потерь) электрической энергии определяется с учетом темпов ее снижения, предусмотренных программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности соответствующей сетевой компании. В случае отсутствия программы по энергоэффективности норматив потерь понижается на 10 процентов по сравнению с предыдущим периодом (абзац 23 пункта 38 Основ ценообразования).
В абзаце 24 пункта 38 Основ ценообразования, введенном Постановлением Правительства РФ от 13.11.2013 № 1019, установлен порядок определения величины потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, применяемый для сетевых организаций, первый и (или) последующие долгосрочные периоды регулирования которых начинаются с 2014 года, согласно которому для целей настоящего пункта используется величина потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, определенная органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на каждый год долгосрочного периода регулирования территориальной сетевой организации исходя из уровня потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, определенного органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, и величины планового отпуска электрической энергии в сеть, рассчитанной в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке.
При этом, абзацем 25 пункта 38 Основ ценообразования, введенным Постановлением Правительства РФ от 13.11.2013 № 1019, предусмотрено, что уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальной сетевой организации определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов перед началом долгосрочного периода регулирования и устанавливается на долгосрочный период регулирования как минимальное значение из норматива потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, утвержденного Министерством энергетики Российской Федерации, и уровня фактических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям соответствующей территориальной сетевой организации за последний истекший год.
Анализ приведенных нормативных положений в их системном единстве позволяет суду сделать вывод о том, что, изменяя с 1 января 2014 года и с 1 января 2015 года нормативное регулирование одного из долгосрочных параметров регулирования, учитываемого при формировании тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, в целях изменения порядка нормирования потерь электрической энергии на основе сравнительного анализа и снижения величины перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе, Правительство Российской Федерации учитывало сложившуюся ситуацию, при которой не для всех территориальных сетевых организаций 2014 год являлся первым годом нового долгосрочного периода регулирования, под которым в силу пункта 2 Основ ценообразования понимается период сроком не менее 5 лет (не менее 3 лет при установлении впервые долгосрочных цен (тарифов), их предельных уровней), на который рассчитываются долгосрочные параметры регулирования.
Данное обстоятельство предопределило дифференцированный подход абзацев 21 и абзацев 24 - 25 пункта 38 Основ ценообразования к порядку установления величины технологического расхода (потерь) электрической энергии для территориальных сетевых организаций в зависимости от того, начинался ли для них в 2014 году первый и (или) последующий долгосрочный период регулирования. С этим же обстоятельством, а именно - с началом в 2014 году и в последующих за ним годах нового долгосрочного периода регулирования - абзацы 6, 25 пункта 38 Основ ценообразования связывают и саму новую терминологию в обозначении этого долгосрочного параметра регулирования как "уровня потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям" взамен использовавшегося ранее "величина технологического расхода (потерь) электрической энергии".
В преамбуле оспариваемого Постановления РСТ Ивановской области от 28.11.2014 № 640-э/2 имеется ссылка на приведенные нормативные акты федерального уровня, в том числе на Основы ценообразования, однако без указания конкретной нормы.
Из объяснений представителей ДЭТ Ивановской области (до 1 января 2015 года - РСТ Ивановской области) следует, что при пересмотре для ОАО "Кинешемская ГЭС" величины технологического расхода (потерь) электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям был применен именно абзац 25 пункта 38 Основ ценообразования, и как имеющие минимальное значение были приняты данные о фактических значениях потерь электрической энергии по уровням напряжения СН-I в размере 1,73% и СН-II в размере 3,20%, содержащиеся в представленной ОАО "Кинешемская ГЭС" за 2013 год статистической форме № 46-ЭЭ, а не Нормативы потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций, утвержденные для соответствующих уровней напряжения приказом Минэнерго России от 30 сентября 2014 года № 674.
В то же время, регулирующим органом для ОАО "Кинешемская ГЭС" при установлении величины технологического расхода (потерь) электрической энергии по уровню "низкое напряжение (НН)" на 2015 год был применен Норматив в размере 12,76%, утвержденный приказом Минэнерго России от 30 сентября 2014 года № 674. В этой части заявитель не оспаривал правомерность Постановления РСТ Ивановской области от 28.11.2014 № 640-э/2.
В свете приведенных выше нормативных положений федерального законодательства, суд, соглашаясь с позицией, изложенной в письменных объяснениях ФСТ России, приходит к выводу о том, что при определении величины технологического расхода (потерь) электрической энергии в сетях ОАО "Кинешемская ГЭС" на 2015 год, являющийся для нее последним годом первого долгосрочного периода регулирования, подлежала применению норма абзаца 21 пункта 38 Основ ценообразования с учетом Нормативов потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций, утвержденных приказом Минэнерго России от 30 сентября 2014 года № 674, исходя из того, что нормативное регулирование, требующее пересмотра с 1 января 2015 года ранее установленных долгосрочных параметров регулирования, изменилось по не зависящим от заявителя причинам в течение первого долгосрочного периода регулирования, установленного для данной территориальной сетевой организации с 2012 по 2015 год.
В этой связи, суд приходит к убеждению, что норма абзаца 25 пункта 38 Основ ценообразования преждевременно применена РСТ Ивановской области в отношении ОАО "Кинешемская ГЭС" при пересмотре долгосрочных параметров регулирования на 2015 год, так как она может быть применена для заявителя только при установлении уровня потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям на 2016 год, с которого начнется второй долгосрочный период регулирования для данной территориальной сетевой организации, при условии, что тарифы на услуги по передаче электрической энергии ОАО "Кинешемская ГЭС" по-прежнему будут устанавливаться с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
В нарушение требований части 1 статьи 249 ГПК РФ, возлагающей на орган, принявший нормативный правовой акт, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, и его законности, ДЭТ Ивановской области не представлено доказательств, объективно указывающих на наличие оснований для применения в отношении заявителя абзаца 25 пункта 38 Основ ценообразования при определении на 2015 год величины технологического расхода (потерь) электрической энергии по уровням напряжения СН-I и СН-II.
Лицами, участвующими в деле не оспаривалось, что для параметров отпуска электрической энергии в электрическую сеть в соотношении с протяженностью линий электропередачи в одноцепном выражении для ОАО "Кинешемская ГЭС" нормативы потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций от отпуска электрической энергии в электрическую сеть, установленные приказом Минэнерго от 30.09.2014 № 674, составили по среднему первому напряжению (СН-I) - 3,22%, по среднему второму напряжению (СН-II) - 6,48%, вместо величин СН-I в размере 1,73% и СН-II в размере 3,20%, установленных в оспариваемом нормативном акте на основании содержащихся в статистической форме № 46-ЭЭ за 2013 год данных о фактических потерях заявителя.
В этой связи, суд приходит к выводу, что оспариваемые заявителем положения Постановления РСТ Ивановской области от 28.11.2014 № 640-э/2 не соответствуют требованиям перечисленных выше нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере электроэнергетики, имеющих большую юридическую силу, и устанавливают для ОАО "Кинешемская ГЭС" неправомерно заниженные величины технологического расхода (потерь) электрической энергии по отдельным видам напряжения, что ведет к необоснованному снижению размера тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые для данной территориальной сетевой организации, и противоречит закрепленным в статье 6 Закона об электроэнергетике принципам тарифного регулирования, среди которых - обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 ГПК РФ, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание.
Установив, что оспариваемые заявителем положения Постановления РСТ Ивановской области от 28.11.2014 № 640-э/2 не соответствуют требованиям имеющих большую юридическую силу Закона об электроэнергетике, Основ ценообразования, Правил недискриминационного доступа и приказа Минэнерго России от 30.09.2014 № 674, и учитывая разъяснения, приведенные в действующей редакции пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", суд признает оспариваемые положения нормативных правовых актов недействующими со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

Заявление Открытого акционерного общества "Кинешемская городская электросеть" о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений постановления Региональной службы по тарифам Ивановской области от 28 ноября 2014 года № 640-э/2 "О внесении изменений в постановления РСТ Ивановской области от 28.12.2011 № 451-э/6 "Об установлении необходимой валовой выручки и долгосрочных параметров регулирования для сетевых организаций Ивановской области на 2012 - 2015 годы, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования" и от 19.12.2013 № 589-э/2 "Об установлении необходимой валовой выручки и долгосрочных параметров регулирования для сетевых организаций Ивановской области на 2014 - 2016 годы, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования" удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вступления настоящего решения суда в законную силу положения пункта 4 приложения № 2 к постановлению Региональной службы по тарифам Ивановской области от 28 ноября 2014 года № 640-э/2 "О внесении изменений в постановления РСТ Ивановской области от 28.12.2011 № 451-э/6 "Об установлении необходимой валовой выручки и долгосрочных параметров регулирования для сетевых организаций Ивановской области на 2012 - 2015 годы, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования" и от 19.12.2013 № 589-э/2 "Об установлении необходимой валовой выручки и долгосрочных параметров регулирования для сетевых организаций Ивановской области на 2014 - 2016 годы, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования" в части установления для ОАО "Кинешемская городская электросеть" на 2015 год величины технологического расхода (потерь) электрической энергии (уровня потерь) по СН-I в размере 1,73% и по СН-II в размере 3,20%.
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, представление в Верховный Суд Российской Федерации через Ивановский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.


------------------------------------------------------------------