Приказ Департамента социальной защиты населения Ивановской обл. от 20.05.2015 N 186-о.д.н "Об утверждении программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей" Свод законодательства



ДЕПАРТАМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 20 мая 2015 г. № 186-о.д.н

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ
НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ
БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

В соответствии со ст. 127 Семейного кодекса РФ, приказом Министерства образования и науки РФ от 20.08.2012 № 623 "Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации", приказываю:

1. Утвердить программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (прилагается).

2. Признать утратившими силу следующие приказы Департамента социальной защиты населения Ивановской области:

от 31.07.2012 № 223-о.д.н "Об утверждении программы и Порядка подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных законодательством Российской Федерации формах";
от 05.03.2013 № 64-о.д.н "О внесении изменений в приказ Департамента социальной защиты населения Ивановской области от 31.07.2012 № 223-о.д.н "Об утверждении программы и Порядка подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных законодательством Российской Федерации формах";
от 17.03.2015 № 85-о.д.н "О внесении изменений в приказ Департамента социальной защиты населения Ивановской области от 31.07.2012 № 223-о.д.н "Об утверждении программы и Порядка подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных законодательством Российской Федерации формах";
от 14.05.2015 № 178-о.д.н "О внесении изменений в некоторые приказы Департамента социальной защиты населения Ивановской области".

И.о. начальника Департамента
Т.В.РОЖКОВА





Приложение
к приказу
Департамента
социальной защиты населения
Ивановской области
от 20.05.2015 № 186-о.д.н

ПРОГРАММА
ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ
РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Пояснительная записка

Семья является важнейшим условием нормального развития любого ребенка. Если обратиться к функциям, которые выполняет в обществе семья, то очевидно, что никакой другой коллектив не наделен уникальной функцией биологического и духовного воспроизводства человечества. Роль семьи не может быть компенсирована никакими другими институтами социализации.
Взросление ребенка вне семьи приводит к эмоциональному недоразвитию, внутренней пустоте, поверхностности в отношениях с окружающими, к "обезличенности". У ребенка формируется устойчиво низкая самооценка, неуважение к себе и окружающим, отрицательный образ самого себя и, в результате, болезненные черты характера, негативные стереотипы поведения. Для компенсации последствий депривации в кровной семье ребенок нуждается в новом опыте принципиально новых отношений со взрослыми.
Устройство в семью - это лучший способ наиболее полно удовлетворить потребности нормального развития ребенка. Семья является естественной средой для развития человека, поэтому при выборе формы устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, в первую очередь предпринимаются попытки определения его именно в семью. В семье дети учатся социально одобряемому поведению и построению взаимоотношений, проявлению эмоций и чувств. Индивидуальный подход к развитию личности ребенка именно в семье становится реальностью.
Необходимость специализированной подготовки и сопровождения замещающих родителей - факт, который на сегодняшний день не вызывает сомнений. Это связано с тем, что люди, желающие взять ребенка в семью, не предполагают, какие изменения их ждут и с какими трудностями им придется столкнуться. Отдельная причина - не соответствующее ожиданиям родителей поведение детей, принятых из учреждений. Большинство таких детей не имеет положительного опыта семейного воспитания, у них наблюдаются отставание в развитии, психические, физиологические отклонения и психосоматические заболевания, спровоцированные факторами потери семьи и длительным проживанием в условиях учреждения.
Отсутствие обучения приводит к тому, что в неподготовленных семьях возникают большие сложности на начальном этапе принятия ребенка или позднее, когда ребенок вступает в подростковый возраст. Именно в эти периоды семьи, не имеющие подготовки и лишенные сопровождения, отказываются от воспитания ребенка.
Замещающие родители испытывают потребность в том, чтобы подготовка к принятию ребенка не ограничивалась сбором необходимых документов. Они проявляют интерес к:
психологическим и медицинским особенностям детей, оставшихся без попечения родителей;
состоянию их здоровья;
причинам, по которым ребенок оказался в учреждении;
деталям процедуры оформления правовых отношений с органами опеки;
психологическим последствиям, возникающим с появлением нового члена семьи, и т.п.;
особенностям личностного и интеллектуального развития детей и способам их развития;
формам и методам коррекции нарушений поведения у детей и т.д.
Наиболее эффективной, доступной и информативной формой помощи таким семьям как до, так и после приема ребенка могут быть курсы подготовки замещающих родителей и организация в дальнейшем адресного психолого-педагогического сопровождения замещающих семей по индивидуально разработанному маршруту сопровождения.
Специфические особенности возникающих трудностей у замещающих семей диктуют определенные требования к содержанию и организации обучения:
содержание обучения должно быть ориентировано на перестройку сознания человека, который принимает в семью приемного, нередко проблемного, ребенка;
необходимо ознакомление с логикой и сферами жизнедеятельности ребенка в семье. Это поможет осознать закономерность возникновения тех проблем, в решении которых замещающему родителю придется принять участие;
целесообразно сочетание информации общего плана и индивидуального порядка;
обучение должно носить практико-ориентированный характер;
знания и формируемые умения и навыки должны затрагивать те конкретные проблемы, которые могут возникнуть в процессе жизнедеятельности замещающей семьи, и помогать их решать.
Цель программы: содействие развитию семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Задачи программы:
1. Распространение достоверной и полезной информации для потенциальных замещающих родителей.
2. Комплексное обучение кандидатов в замещающие родители, включая консультирование по психологическим, социально-педагогическим, юридическим и медицинским проблемам.
Программа опирается на общепринятые психолого-педагогические принципы: возрастной, педагогической и социальной психологии; приоритетности интересов детей, обеспечения государством их защиты; гуманизма; открытости; ценностного подхода; целесообразности.
Участники программы: кандидаты в замещающие родители. В реализации программы принимают участие квалифицированные специалисты (психологи, юристы, социальные педагоги).
В программу включены следующие формы деятельности: информационно-просветительская работа; консультативная; диагностическая; социально-психологический тренинг; итоговая аттестация.

1. Учебно-тематический план

№ п/п
Разделы
Количество часов
Форма проведения
всего
в том числе
лекции
семинары-тренинги
индивидуальное консультирование
1
Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители
4
2
1
1
очная
2
Представление о потребностях развития приемного ребенка и о необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей
4
1
3

очная,
очно-заочная
3
Этапы развития ребенка
3

3

очная
4
Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка
3
1
2

очная,
очно-заочная
5
Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)
3
1
2

очная,
очно-заочная
6
Адаптация приемного ребенка и приемной семьи
7
1
5
1
очная,
очно-заочная
7
"Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка
4

4

очная
8
Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинение вреда здоровью ребенка
4
1
3

очная,
очно-заочная
9
Особенности полового воспитания приемного ребенка
4

4

очная
10
Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка
7
1
6

очная,
очно-заочная
11
Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан
4
3

1
очная,
очно-заочная
12
Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям
3

3

очная
13
Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители
2


2
очная
14
Итоговая аттестация
1


1
очная
15
Всего
53
11
36
6


2. Программа

Раздел 1 "Введение в курс подготовки кандидатов
в приемные родители"

Изучение тем:
а) содержание, цели и этапы проведения программы подготовки кандидатов в приемные родители;
б) задачи подготовки:
- выявление и формирование воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;
- оказание помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей;
- ознакомление кандидатов в приемные родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;
- формирование у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;
- формирования у кандидатов в приемные родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;
- ознакомление кандидатов в приемные родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами "трудного" поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;
- ознакомление кандидатов в приемные родители с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;
- ознакомления кандидатов в приемные родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей;
в) понятие обучающе-психологического тренинга, содержание особенностей и порядка его прохождения, а также прохождения психологического обследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки (в случае проведения такого обследования с согласия кандидатов в приемные родители);
г) причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной приемной семьей;
д) общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Диагностический этап подготовки кандидатов в приемные родители (с согласия кандидатов в приемные родители). В ходе диагностических исследований:
- изучаются личностные качества потенциального замещающего родителя, профессиональная и личностная готовность к выполнению роли родителя, внутрисемейные отношения;
- выявляются истинные мотивы принятия ребенка в семью, характерные установки на воспитание приемного ребенка, критерии успешности и факторы риска функционирования потенциальной замещающей семьи.
Структурированное интервью на тему: "Готовность семьи принять ребенка, оставшегося без попечения родителей". Проводится по завершении изучения темы 1. В ходе интервью выясняются мотивы, ожидание, понимание правовых и иных последствий приема ребенка на воспитание в семью, ресурсы семьи (материальные, социально-психологических условия в семье, которые будут способствовать воспитанию ребенка).
Анкета. Социальная оценка кандидата (форма анкеты утверждена приказом Департамента социальной защиты населения Ивановской области от 02.03.2009 № 47-о.д. "Об утверждении перечня и форм документов по организации работы Центров подготовки приемных родителей и служб сопровождения замещающих семей").
Психологическая оценка кандидата (форма утверждена приказом Департамента социальной защиты населения Ивановской области от 02.03.2009 № 47-о.д. "Об утверждении перечня и форм документов по организации работы Центров подготовки приемных родителей и служб сопровождения замещающих семей").
Феноменологическое интервью проводится на протяжении всего курса подготовки. Главной целью является выявление истинной мотивации кандидатов к приему в семью ребенка и степени сотрудничества с Центром подготовки приемных родителей и сопровождения замещающих семей.

Перечень методик, используемых на диагностическом этапе
подготовки кандидатов в замещающие родители <*>
(по согласованию с гражданами)

--------------------------------
<*> В работе на диагностическом этапе при необходимости можно использовать другие методики.

Параметры исследования
Название методики
Стабильность и качество супружеских отношений
1. Тест "Стабильность брака" (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко)
2. Стандартизированное интервью (В.Н. Ослон, Д.С. Райкус, Р.К. Хьюз)
Актуальное функциональное состояние кандидата в замещающие родители
1. Цветовой тест М. Люшера
2. Тест "Умеете ли вы справляться со стрессом" (Байер К., Шейнберг Л.)
3. Методика "Определение уровня тревожности" (Ч.Д. Спилберг)
Мотивация к приему ребенка в семью, согласованность мотивов у супругов по принятию ребенка в семью
1. Стандартизированное интервью (В.Н. Ослон, Д.С. Райкус, Р.К. Хьюз)
2. Оценка адекватности мотивов приема ребенка в семью (опросник на мотивацию приема) (В.Н. Ослон)
Предполагаемые типы воспитания детей у потенциальных родителей
Тест на определение отношения потенциального родителя к ребенку
Тенденции человека к принятию недостаточно обдуманных решений
Тест на импульсивность в принятии решений (модифицированная методика)
Положение субъекта в системе межличностных отношений, характер коммуникаций в семье
"Кинестетический рисунок семьи"
Сформированность установок социального сотрудничества
Тест "Склонности к конфликтам"
Личностные особенности кандидата
1. Исследование экстраверсии-интроверсии и нейротизма (опросник Г. Айзенка)
2. Методика на определение уровня самооценки
3. Тест "Исследование уровня эмпатийных тенденций" (И.М. Юсупов)
4. Методика исследования жизненных смыслов "Ценностные ориентиры"

Раздел 2 "Представление о потребностях развития приемного
ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей.
Понятие о мотивации приемных родителей"

Изучение тем:
- изучение потребностей развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать;
- проведение оценки кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы;
- проведение оценки кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций;
- знания и умения, необходимые кандидату в приемные родители.

Раздел 3 "Этапы развития ребенка"

Изучение тем:
- общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество);
- роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность;
- психическое развитие ребенка в соответствии с возрастной периодизацией развития детей;
- понятие социальной ситуации развития ребенка, ведущего вида деятельности, возрастных новообразований, кризисных периодов развития ребенка. Основные сферы развития ребенка (физическое, эмоциональное, интеллектуальное, социальное, сексуальное развитие), их взаимосвязь. Особенности полового воспитания приемного родителя;
- уважение индивидуальных, культурных и этнических особенностей ребенка.

Раздел 4 "Особенности развития и поведения ребенка,
оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося
жестокому обращению.
Диспропорции развития ребенка"

Изучение тем:
- виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка;
- диспропорции развития ребенка; понятия "умственная отсталость" и "задержка психического развития", их отличия;
- дихотомия "жертва - агрессор", понятие синдрома посттравматических стрессовых нарушений. "Фрагментарность" как специфика посттравматического сознания;
- семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение;
- оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.

Раздел 5 "Последствия от разрыва с кровной семьей
для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей
(нарушения привязанности, особенности переживания горя
и потери, формирование личной и семейной идентичности)"

Изучение тем:
- потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка, роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка;
- причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей;
- типы "нарушенной привязанности" (понятий "негативной (невротической) привязанности", "амбивалентной привязанности", "избегающей привязанности", "дезорганизованной привязанности");
- понятие "горя и потери" в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей, психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие), последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка.

Раздел 6 "Адаптация приемного ребенка и приемной семьи"

Изучение тем:
- общая характеристика личностных проблем и кризисов, которые испытывают приемные родители в связи с появлением в семье приемного ребенка;
- особенности ожидания приемных семей, страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации, подготовка родственников к появлению приемного ребенка;
- типичные ошибки воспитания в приемной семье, проблемы различия в восприятии поступков родного и приемного ребенка, различия в управлении поведением ребенка, выросшего в семье, и ребенка, помещенного в приемную семью, проблема различий интерпретирования указаний родителя приемными и родными детьми;
- приемы, помогающие преодолевать возникающие трудности, облегчающие состояния напряжения и снятие тревоги, разрешение конфликтов и преодоление трудного поведения детей, техники эмоциональной саморегуляции;
- этапы адаптационного периода, чувства и переживания ребенка, приходящего в семью, способы преодоления трудностей адаптации;
- задачи приемной семьи в процессе адаптации семьи и ребенка (перераспределение ролей, учет индивидуальных особенностей ребенка, знакомство ребенка с правилами и традициями приемной семьи, организация быта, учебы, отдыха, охраны здоровья, контакта с родными и сверстниками);
- изменение семейной системы после помещения ребенка в семью и прохождения ребенком возрастных этапов развития. Прогнозирование таких изменений;
- особенности первых контактов с ребенком;
- организация первых дней ребенка дома;
- тайна усыновления; ее реальные и мнимые преимущества и сложности; способы, как сказать ребенку, что он приемный;
- роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье.
- понятие о методике "Книга жизни ребенка" и ее составление приемными родителями (методика, позволяющая ребенку восстановить основные этапы его жизни от рождения до настоящего времени, принять потерю своей семьи, осознать свое место в новой семье).

Раздел 7 "Трудное" поведение приемного ребенка, навыки
управления "трудным" поведением ребенка"

Изучение тем:
- формы "трудного" поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ); их причины и способы работы с ними;
- стили воспитания;
- эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка;
- причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм;
- понимание приемными родителями того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с "трудным" поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание каким образом в решении проблем "трудного" поведения могут помочь специалисты.

Раздел 8 "Обеспечение безопасности ребенка.
Меры по предотвращению рисков жестокого обращения
и причинения вреда здоровью ребенка"

Изучение тем:
- создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством);
- способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним;
- предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье, на улице и в общественных местах;
- медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка;
- влияние наследственности, наиболее часто встречающиеся генетические заболевания и их диагностика;
- гигиенические требования к уходу за ребенком и требования к организации питания;
- охрана здоровья ребенка и здоровый образ жизни;
- предупреждение семейного насилия.

Раздел 9 "Особенности полового воспитания приемного ребенка"

Изучение тем:
- возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения;
- психосексуальное развитие как один из аспектов онтогенетического развития ребенка, формирование половой идентичности у ребенка; полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности;
- методы и приемы полового воспитания в семье;
- роль сверстников, родителей, педагогов, средств массовой информации в формировании полового самосознания ребенка;
- мотивация и нравственная сторона сексуальной активности в подростковом и юношеском возрасте;
- способы защиты ребенка от сексуального насилия.

Раздел 10 "Роль семьи в обеспечении потребностей развития
и реабилитации ребенка"

Изучение тем:
- представление о семье как о развивающейся системе;
- родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка;
- стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители и возможность их развития;
- способы реагирования семьи на стрессовые ситуации;
- социальные связи семьи кандидата в приемные родители; система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи;
- семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции;
- понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон;
- особенности общения и взаимодействия в семье: семейные границы, эмоциональная близость, семейная иерархия и семейные роли, семейные правила;
- построение семейной генограммы, обсуждение с кандидатами в приемные родители распределения ролей в семье;
- личная и семейная ситуация кандидатов в приемные родители в настоящее время и ее потенциальное влияние на помещение ребенка в их семью;
- составление карты семьи;
- роль сотрудничества членов семьи кандидатов в приемные родители в процессе воспитания ребенка;
- индивидуально-личностные особенности детей-инвалидов, особенности воспитания и обучения, специфика ухода за детьми-инвалидами.

Раздел 11 "Основы законодательства Российской Федерации
об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей,
на воспитание в семьи граждан"

Изучение тем:
- правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью;
- формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство). Формы опеки (возмездная и безвозмездная). Различия между формами семейного устройства;
- требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приемные родители; порядок представления кандидатами в приемные родители документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем;
- порядок представления кандидатам в приемные родители сведений о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей;
- правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации; возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка;
- порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка; порядок подготовки и подачи заявления в суд; правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения;
- порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства перечня документов на ребенка, передаваемых приемной семье;
- порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью;
- меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством Ивановской области; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства;
- защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка;
- порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье. Порядок представления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом;
- правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) - личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей;
- порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семьей ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку;
- последствия отмены усыновления, опеки и попечительства;
- порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации;
- меры социальной поддержки замещающих семей, взявших на воспитание ребенка-инвалида, установленные федеральным законодательством и законодательством Ивановской области; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка-инвалида, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства.

Раздел 12 "Взаимодействие приемной семьи с органами опеки
и попечительства и иными организациями, предоставляющими
услуги детям и семьям"

Изучение тем:
- родительские и профессиональные функции приемной семьи;
- взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия;
- информирование кандидатов в приемные родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи;
- взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом. Родительские и профессиональные функции приемной семьи.

Раздел 13 "Подведение итогов освоения курса подготовки
кандидатов в приемные родители"

Темы для подведения итогов:
- обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители, выполнения домашних заданий;
- обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатов в приемные родители;
- проведение самооценки кандидатов в приемные родители и выявление готовности кандидатов в приемные родители к приему ребенка на воспитание;
- составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов в приемные родители к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с кандидатами в приемные родители по их желанию).

3. Требования к уровню подготовки кандидатов
в приемные родители, успешно освоивших программу

3.1. Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие программу, по завершении курса должны иметь четкое представление:
о системе защиты прав детей, формах устройства ребенка на воспитание в семью, взаимодействии организации по подготовке приемных семей, сопровождающей организации и приемной семьи в процессе подготовки и после приема ребенка в семью, финансовой помощи приемным семьям;
об ответственности за жизнь и здоровье ребенка, его воспитание и развитие, которую кандидаты в приемные родители берут на себя в связи с приемом в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
о ребенке, оставшемся без попечения родителей, потребностях его нормального развития, основах ухода за ним;
о правилах безопасного воспитания приемных детей в зависимости от возраста ребенка, его жизненного опыта, потребностей его развития, обеспечения его безопасности как в доме, так и вне дома - на улице, в общественных местах;
о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему ребенка;
о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых приемному родителю;
о порядке контактов ребенка с родителями и родственниками.
3.2. Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие программу, должны знать:
свои права и обязанности как приемных родителей как в отношении ребенка, так и в отношении сопровождающей организации;
закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды;
важность удовлетворения потребности ребенка в идентичности и в эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;
причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации;
о влиянии прошлого опыта ребенка: депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с семьей на психофизическое развитие и поведение ребенка;
этапы и особенности проживания горя, возможности оказания помощи ребенку на разных этапах проживания горя;
особенности протекания периода адаптации ребенка в приемной семье;
о влиянии собственного опыта приемных родителей на их отношение к "трудному" поведению детей;
санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания детей в семье;
способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;
возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, методы и приемы полового воспитания в семье.
3.3. Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие программу, должны уметь:
использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательских компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений, как личных, так и семейных, для приема в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и его воспитания;
видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию приемного ребенка;
рассматривать "трудное" поведение ребенка в контексте окружающих условий и его прошлого травматического опыта;
выбирать способы реагирования на "трудное" поведение ребенка в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;
осознать природу своих чувств по поводу "трудного" поведения ребенка;
быть готовыми оказать поддержку ребенку, переживающему горе и потерю;
предотвращать риск жестокого обращения с ребенком в своей семье;
оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;
преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места родителей и кровных родственников в жизни ребенка;
прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
понимать связи между потребностями развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, и возможностями своей семьи;
оценивать воспитательский ресурс своей семьи;
быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания ребенка;
ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей, и приемным родителям;
заботиться о здоровье ребенка;
соблюдать конфиденциальность в отношении ребенка;
понимать разницу в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.

4. Итоговая аттестация по программе

Итоговая аттестация кандидатов в приемные родители проводится в форме собеседования в конце всего курса подготовки кандидатов в приемные родители и завершается выдачей документа о прохождении программы подготовки.


------------------------------------------------------------------