Приказ Департамента образования Ивановской обл. от 10.11.2015 N 1926-о "Об утверждении инструктивных документов для участников итогового сочинения в Ивановской области в 2015 - 2016 учебном году" Свод законодательства



ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 10 ноября 2015 г. № 1926-о

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ
ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (ИЗЛОЖЕНИЯ) В ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
В 2015 - 2016 УЧЕБНОМ ГОДУ

В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 26.12.2013 № 1400 (ред. от 07.07.2015) "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования", письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 01.10.2015 № 02-448 и в целях организации итогового сочинения (изложения) в Ивановской области в 2015 - 2016 учебном году приказываю:

1. Утвердить следующие документы:

- инструкцию для участников итогового сочинения (изложения) по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) (приложение 1);
- инструкцию по заполнению бланков итогового сочинения (изложения) (приложение 2 - не приводится);
- формы бланков итогового сочинения (изложения) (приложение 3 - не приводится).

2. Рекомендовать руководителям муниципальных органов управления образованием, образовательных организаций довести данный приказ до сведения всех участников итогового сочинения (изложения), родителей (законных представителей) и обеспечить его выполнение.

Начальник Департамента образования
Ивановской области
О.Г.АНТОНОВА





Приложение 1
к приказу
Департамента образования
Ивановской области
от 10.11.2015 № 1926-о

ИНСТРУКЦИЯ
ДЛЯ УЧАСТНИКОВ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (ИЗЛОЖЕНИЯ) ПО ПОДГОТОВКЕ
И ПРОВЕДЕНИЮ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (ИЗЛОЖЕНИЯ)

1. Общий порядок подготовки и проведения итогового
сочинения (изложения)

1.1. Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее - ГИА) проводится для обучающихся по образовательным программам среднего общего образования, в том числе для:
иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе соотечественников за рубежом, беженцев и вынужденных переселенцев, освоивших образовательные программы среднего общего образования в очной, очно-заочной или заочной формах, а также для лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования в форме семейного образования или самообразования;
обучающихся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов по образовательным программам среднего общего образования.
1.2. Итоговое сочинение в целях использования его результатов при приеме в образовательные организации высшего образования по желанию также может проводиться для:
лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы и имеющих документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования (или образовательные программы среднего (полного) общего образования - для лиц, получивших документ об образовании, подтверждающий получение среднего (полного) общего образования, до 1 сентября 2013 года);
граждан, имеющих среднее общее образование, полученное в иностранных образовательных организациях (далее вместе - выпускники прошлых лет);
лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования;
лиц, получающих среднее общее образование в иностранных образовательных организациях;
лиц, допущенных к ГИА в предыдущие годы, но не прошедших ГИА или получивших на ГИА неудовлетворительные результаты более чем по одному обязательному учебному предмету либо получивших повторно неудовлетворительный результат по одному из этих предметов на ГИА в дополнительные сроки (далее - лица со справкой об обучении).
1.3. Изложение вправе писать следующие категории лиц:
обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды и инвалиды;
обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.
1.4. Для лиц, имеющих медицинские показания для обучения на дому и соответствующие рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии, итоговое сочинение (изложение) организуется на дому.
Для участников итогового сочинения (изложения) с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов итоговое сочинение (изложение) может по их желанию проводиться в устной форме.

2. Регистрация участников итогового сочинения (изложения)
для участия в итоговом сочинении (изложении)

Для участия в итоговом сочинении (изложении) участники подают заявление не позднее чем за две недели до начала проведения итогового сочинения (изложения).
Регистрация выпускников текущего года для участия в итоговом сочинении (изложении) проводится на основании их заявлений в организациях, в которых они обучаются.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления на написание итогового сочинения (изложения) предъявляют копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, а обучающиеся дети-инвалиды и инвалиды - оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы, и копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (для определения условий написания сочинения (изложения)).
Выпускники прошлых лет, лица, обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, лица, получающие среднее общее образование в иностранных образовательных организациях, самостоятельно выбирают сроки написания итогового сочинения из числа установленных расписанием проведения итогового сочинения. Выбранную дату участия в итоговом сочинении такие лица указывают в заявлении. Участие в сочинении для данной категории лиц не является обязательным, регистрация осуществляется в муниципальных органах управления образованием по месту пребывания.
Выпускники прошлых лет при подаче заявления на прохождение итогового сочинения предъявляют оригиналы документов об образовании. Оригинал иностранного документа об образовании предъявляется с заверенным в установленном порядке переводом с иностранного языка. Указанное заявление подается лично.
Регистрация лиц со справкой об обучении для участия по их желанию в итоговом сочинении проводится в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в которых указанные лица восстанавливаются на срок, необходимый для прохождения ГИА. При подаче заявления такие лица предъявляют справку об обучении по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

3. Сроки и продолжительность выполнения итогового
сочинения (изложения)

Продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения) составляет 3 часа 55 минут (235 минут). В продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения) не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж участников итогового сочинения (изложения), заполнение ими регистрационных полей бланков и др.).
Для участников итогового сочинения (изложения) с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа. При продолжительности итогового сочинения (изложения) четыре и более часа организуется питание участников итогового сочинения (изложения).
В 2015 - 2016 учебном году итоговое сочинение (изложение) проводится:
2 декабря 2015 года,
3 февраля 2016 года,
4 мая 2016 года.
В случае получения неудовлетворительного результата ("незачет") за итоговое сочинение (изложение) обучающиеся вправе пересдать итоговое сочинение (изложение), но не более двух раз и только в сроки, предусмотренные расписанием проведения итогового сочинения (изложения).
Участники итогового сочинения (изложения) могут быть повторно допущены в текущем году к сдаче итогового сочинения (изложения) в случаях, предусмотренных порядком проведения ГИА, и в сроки, установленные расписанием проведения итогового сочинения (изложения).

4. Особенности формулировок тем итогового сочинения

Тематические направления для итогового сочинения:

N
Тематическое направление
Комментарий
1.
"Время"
Направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения - человек и время, общество и эпоха
2.
"Дом"
Направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие "дом" позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего
3.
"Любовь"
Направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о ее светлых и трагических сторонах
4.
"Путь"
Направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия "путь", нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения
5.
"Год литературы"
Направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой - обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе

Участник итогового сочинения должен выбрать только одну из предложенных тем итогового сочинения, а затем написать сочинение-рассуждение на эту тему. Рекомендуемый объем - от 350 слов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то за работу ставится "незачет".
В рамках заявленной темы следует сформулировать свою позицию и аргументировать ее на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по своему выбору (количество привлеченных произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).

5. Особенности текстов для итогового изложения

К текстам для изложения предъявляются следующие требования:
- в текстах для изложения должно преобладать повествование (описание и рассуждение не играют определяющей роли),
- текст должен обладать смысловой завершенностью;
- текст должен быть корректным и адекватным ситуации контроля, не содержать психологически травмирующие подробности.
Объем текста для изложения не должен превышать 450 слов.
Рекомендуемый объем изложения - 250 - 300 слов. Если в изложении менее 150 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то за работу ставится "незачет".

6. Порядок проведения итогового сочинения (изложения)

Итоговое сочинение (изложение) проводится в образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего общего образования, и местах для написания сочинения (изложения), утвержденных приказом Департамента образования Ивановской области.
Вход участников итогового сочинения (изложения) в образовательную организацию или место проведения итогового сочинения (изложения) начинается с 9.00 по местному времени.
Итоговое сочинение (изложение) начинается в 10.00 по местному времени.
До начала итогового сочинения (изложения) члены комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) проводят инструктаж участников итогового сочинения (изложения). Выдают участникам бланки регистрации, бланк записи, дополнительные бланки записи (выдаются участнику по запросу) для выполнения итогового сочинения (изложения), черновики, орфографические словари (орфографические и толковые словари для участников итогового изложения), инструкции для участников итогового сочинения (изложения).
Не ранее 10.00 по местному времени, члены комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) должны ознакомить участников итогового сочинения (изложения) с темами итогового сочинения (текстами изложения).
По указанию членов комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) участники итогового сочинения (изложения) заполняют регистрационные поля бланков, указывают номер темы итогового сочинения (текста изложения). Каждый номер темы сочинения является уникальным и состоит из трех цифр, где первая цифра номера соответствует номеру тематического направления, а вторая и третья цифры номера - порядковому номеру темы в рамках тематического направления. Каждый номер текста изложения также является уникальным и состоит из трех цифр.
Члены комиссии проверяют правильность заполнения участниками итогового сочинения (изложения) регистрационных полей бланков.
Во время проведения итогового сочинения (изложения) на рабочем столе участников итогового сочинения (изложения), помимо бланка регистрации и бланков записи (дополнительного бланка записи), находятся:
- ручка (гелевая, капиллярная или перьевая с чернилами черного цвета);
- документ, удостоверяющий личность;
- лекарства и питание (при необходимости);
- орфографический словарь для участников итогового сочинения (орфографический и толковый словари для участников итогового изложения), выданный членами комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения);
- инструкция для участников итогового сочинения (изложения);
- черновики (не проверяются и записи в них не учитываются).
Во время проведения итогового сочинения (изложения) участникам итогового сочинения (изложения) запрещено иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации, собственные орфографические и (или) толковые словари. Участникам итогового сочинения (изложения) также запрещается пользоваться текстами литературного материала (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика, другие литературные источники).
По истечении времени выполнения итогового сочинения (изложения) члены комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) объявляют об окончании выполнения итогового сочинения (изложения) и собирают бланки регистрации, бланки записи, черновики у участников итогового сочинения (изложения).
В бланках регистрации участников итогового сочинения (изложения) члены комиссии заполняют поле "Количество бланков". В указанное поле члены комиссии вписывают то количество бланков записи, включая дополнительные бланки записи (в случае если такие выдавались по запросу участника), которое было использовано участником.
Члены комиссии заполняют соответствующие отчетные формы. В свою очередь, участник проверяет данные, внесенные в ведомость, подтверждая их личной подписью.

7. Особенности проведения итогового сочинения (изложения)
для лиц с ограниченными возможностями здоровья,
детей-инвалидов и инвалидов

Для участников итогового сочинения (изложения) с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), детей-инвалидов и инвалидов, а также обучающихся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, итоговое сочинение (изложение) проводится в условиях, учитывающих состояние их здоровья.
Материально-технические условия проведения итогового сочинения (изложения) обеспечивают возможность беспрепятственного доступа таких участников в кабинеты, туалетные и иные помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов кабинеты располагается на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений).
При проведении итогового сочинения (изложения) в учебном кабинете вместе с участниками итогового сочинения (изложения) с ОВЗ, детьми-инвалидами и инвалидами могут присутствовать ассистенты, оказывающие им необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей, помогающие им занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание и другое.
Для участников итогового сочинения (изложения) с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа.
Указанные участники итогового сочинения (изложения) в процессе написания итогового сочинения (изложения) пользуются необходимыми им техническими средствами.
Для глухих и слабослышащих участников итогового сочинения (изложения):
кабинеты для проведения итогового сочинения (изложения) оборудуются звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования;
при необходимости привлекается ассистент - сурдопереводчик;
участники итогового сочинения (изложения) обеспечиваются в необходимом количестве правилами по заполнению бланков сочинения (изложения) на бумажном носителе;
текст изложения выдается на 40 минут (в нем разрешается делать пометки), по истечении этого времени исходный текст сдается, и в оставшееся время участники пишут изложение.
Для лиц с тяжелыми нарушениями речи:
текст изложения выдается на 40 минут (в нем разрешается делать пометки), по истечении этого времени исходный текст сдается, и в оставшееся время участники пишут изложение.
Для слепых участников итогового сочинения (изложения):
тексты изложения (темы сочинения) оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера;
итоговое сочинение (изложение) выполняется рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере;
предусматриваются достаточное количество специальных принадлежностей для оформления ответов рельефно-точечным шрифтом Брайля (брайлевский прибор и грифель, брайлевская печатная машинка, специальные чертежные инструменты) и компьютер.
Для слабовидящих участников итогового сочинения (изложения):
освещенность каждого рабочего места в кабинете для проведения итогового сочинения (изложения) должна быть равномерной и не менее 300 люкс;
используется 2 комплекта материалов - стандартный и его аналог, распечатанный (скопированный) с использованием большего шрифта (не менее 16 pt), с копиями бланков увеличенного формата;
ассистент участника при необходимости может оказать помощь при заполнении бланка регистрации;
подготавливаются в необходимом количестве бланки итогового сочинения (изложения) формата А3;
предусматривается наличие увеличительных устройств (лупа).
Для участников с нарушением опорно-двигательного аппарата:
работа может быть выполнена на компьютере со специализированным программным обеспечением.
Для указанных категорий участников итоговое сочинение (изложение) может проводиться в устной форме с обязательным осуществлением аудиозаписи устных ответов участников и их протоколированием.

8. Проверка итогового сочинения (изложения)

8.1. Итоговые сочинения (изложения) оцениваются региональной предметной комиссией по системе "зачет" или "незачет" по критериям, утвержденным Рособрнадзором.
Каждое сочинение (изложение) участников итогового сочинения (изложения) проверяется одним экспертом один раз.
При осуществлении проверки итогового сочинения (изложения) и его оценивании персональные данные участников сочинения (изложения) могут быть доступны экспертам. Для получения объективных результатов при проверке и проведении итогового сочинения (изложения) не рекомендуется привлекать учителей, обучающих выпускников данного учебного года.
8.2. Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования.
Итоговое сочинение оценивается по пяти критериям:
1. "Соответствие теме";
2. "Аргументация. Привлечение литературного материала";
3. "Композиция и логика рассуждения";
4. "Качество письменной речи";
5. "Грамотность".
К проверке по пяти критериям оценивания, утвержденным Рособрнадзором, допускаются итоговые сочинения, соответствующие установленным двум требованиям.
Требование № 1. "Объем итогового сочинения".
Рекомендуемый объем - от 350 слов.
Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения участник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.
Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется "незачет" за невыполнение требования № 1 и "незачет" за работу в целом (такое сочинение не проверяется по пяти критериям оценивания).
Требование № 2. "Самостоятельность написания итогового сочинения".
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника (работа другого участника, чужой текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).
Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.
Если сочинение признано экспертом несамостоятельным, то выставляется "незачет" за невыполнение требования № 2 и "незачет" за работу в целом (такое сочинение не проверяется по пяти критериям оценивания).
Если итоговое сочинение соответствует требованию № 1 и требованию № 2, то указанное сочинения оценивается по пяти критериям.
При оценке сочинения в первую очередь учитываются соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений. Критерии № 1 и № 2 являются основными.
Для получения "зачета" за итоговое сочинение необходимо получить "зачет" по критериям № 1 и № 2 (выставление "незачета" по одному из этих критериев автоматически ведет к "незачету" за работу в целом), а также "зачет" по одному из других критериев (№ 3 - № 5).

Критерии оценивания итогового сочинения

N
Критерий
Комментарий
1
Критерий № 1 "Соответствие теме"
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.
Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
"Незачет" ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется "зачет"
2
Критерий № 2 "Аргументация. Привлечение литературного материала"
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
"Незачет" ставится при том условии, что сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения. Во всех остальных случаях выставляется "зачет"
3
Критерий № 3 "Композиция и логика рассуждения"
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
"Незачет" ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется "зачет"
4
Критерий № 4 "Качество письменной речи"
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов.
"Незачет" ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется "зачет"
5
Критерий № 5 "Грамотность"
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
"Незачет" ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов)

В соответствии с Порядком приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2015/16 учебный год, утвержденным приказом Минобрнауки России от 28.07.2014 № 839 (ред. от 30.07.2015) (зарегистрировано Минюстом России 25.08.2014, регистрационный № 33799), при приеме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета организация высшего образования может начислять не более 10 баллов за итоговое сочинение (в случае представления поступающим указанного сочинения).
За организацией высшего образования закрепляется право утвердить собственные критерии оценивания итогового сочинения на основании рекомендуемых Рособрнадзором.
8.3. Критерии оценивания итогового изложения.
Итоговое изложение (подробное) оценивается по пяти критериям:
1. "Содержание изложения";
2. "Логичность изложения";
3. "Использование элементов стиля исходного текста";
4. "Качество письменной речи";
5. "Грамотность".
К проверке по пяти критериям оценивания, утвержденным Рособрнадзором, допускаются итоговые изложения, соответствующие установленным требованиям.
Требование № 1. "Объем итогового изложения".
Рекомендуемое количество слов - 250 - 300.
Максимальное количество слов в изложении не устанавливается: участник должен исходить из содержания исходного текста и времени, которое отводится на всю работу.
Если в изложении менее 150 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется "незачет" за невыполнение требования № 1 и "незачет" за работу в целом (такое изложение не проверяется по пяти критериям оценивания).
Требование № 2. "Самостоятельность написания итогового изложения".
Итоговое изложение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание изложения из какого-либо источника (работа другого участника, исходный текст и др.).
Если изложение признано экспертом несамостоятельным, то выставляется "незачет" за невыполнение требования № 2 и "незачет" за работу в целом (такое изложение не проверяется по пяти критериям оценивания).
Если итоговое изложение соответствует требованию № 1 и требованию № 2, то указанное изложение оценивается по пяти критериям.
При оценке изложения в первую очередь учитываются его содержание и логичность. Критерии № 1 и № 2 являются основными.
Для получения "зачета" за итоговое изложение необходимо получить "зачет" по критериям № 1 и № 2 (выставление "незачета" по одному из этих критериев автоматически ведет к "незачету" за работу в целом), а также "зачет" по одному из других критериев (№ 3 - № 5).

Критерии оценивания итогового изложения

N
Критерий
Комментарий
1
Критерий № 1 "Содержание изложения"
Проверяется умение участника передать содержание исходного текста.
"Незачет" ставится, если участник существенно исказил содержание прочитанного текста или не передал его содержания. Во всех остальных случаях выставляется "зачет"
2
Критерий № 2 "Логичность изложения"
Проверяется умение участника логично, последовательно излагать содержание исходного текста, избегать неоправданных повторов и нарушений последовательности внутри смысловых частей изложения.
"Незачет" ставится, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла изложенного. Во всех остальных случаях выставляется "зачет"
3
Критерий № 3 "Использование элементов стиля исходного текста"
Проверяется умение участника сохранить в изложении отдельные элементы стиля исходного текста.
"Незачет" ставится, если в изложении совершенно отсутствуют элементы стиля исходного текста. Во всех остальных случаях выставляется "зачет"
4
Критерий № 4 "Качество письменной речи"
Проверяется умение участника выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные речевые конструкции.
"Незачет" ставится, если низкое качество речи, в том числе грубые речевые ошибки, существенно затрудняют понимание смысла изложения. Во всех остальных случаях выставляется "зачет"
5
Критерий № 5 "Грамотность"
Проверяется грамотность участника.
"Незачет" ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в изложении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 10 ошибок на 100 слов)

При оценке грамотности следует учитывать специфику письменной речи неслышащих обучающихся, проявляющуюся в "аграмматизмах", которые должны рассматриваться как однотипные и негрубые ошибки.

9. Проведение повторной проверки итогового
сочинения (изложения)

В целях предотвращения конфликта интересов и обеспечения объективного оценивания итогового сочинения (изложения) обучающимся при получении повторного неудовлетворительного результата ("незачет") за итоговое сочинение (изложение) предоставляется право подать в письменной форме заявление на перепроверку сданного ими итогового сочинения (изложения) региональной предметной комиссией.

10. Результаты итогового сочинения (изложения)

С результатами итогового сочинения (изложения) участники могут ознакомиться в образовательных организациях или в местах регистрации на участие в итоговом сочинении (изложении).
Просмотр участниками образов оригиналов бланков итогового сочинения (изложения) организуется на региональном или федеральном портале.
Темы итогового сочинения и образы оригиналов бланков итогового сочинения участников доступны образовательным организациям высшего образования через федеральную информационную систему обеспечения проведения ГИА обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования (ФИС ГИА и Приема).

11. Повторный допуск к сдаче итогового сочинения (изложения)

Повторно допускаются к написанию итогового сочинения (изложения) в сроки, установленные расписанием проведения итогового сочинения (изложения):
выпускники текущего года, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат ("незачет");
участники, не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально);
участники, не завершившие сдачу итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально).
Выпускники текущего года, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат ("незачет"), могут быть повторно допущены к участию в итоговом сочинении (изложении), но не более двух раз.


11. Срок действия результатов итогового сочинения

Результат итогового сочинения в случае представления его при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета действителен четыре года, следующих за годом получения такого результата.
Выпускники прошлых лет могут участвовать в написании итогового сочинения, в том числе при наличии у них действующих результатов итогового сочинения прошлых лет.
Выпускники прошлых лет, изъявившие желание повторно участвовать в написании итогового сочинения, вправе предоставить в образовательные организации высшего образования результаты итогового сочинения только текущего года, при этом результат итогового сочинения прошлого года аннулируется.


------------------------------------------------------------------