Решение Ленинского районного суда г. Иваново от 16.03.2015 по делу N 2-867/15 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 1.4.33 Правил благоустройства города Иванова, утв. решением Ивановской городской Думы от 27.06.2012 N 448 > Свод законодательства



ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЛЕНИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД Г. ИВАНОВО

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 16 марта 2015 г. по делу № 2-867/15

г. Иваново

Ленинский районный суд г. Иваново в составе:
председательствующего по делу - судьи Тимофеевой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем - К.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда г. Иваново гражданское дело по заявлению Некоммерческого партнерства "Объединение организаций, управляющих недвижимостью "Стратегия" о признании недействующим в части нормативного правового акта,

установил:

Некоммерческое партнерство "Объединение организаций, управляющих недвижимостью "Стратегия" обратилось в суд с заявлением о признании недействующим и не подлежащим применению п. 1.4.33 Правил благоустройства города Иванова, утвержденных решением Ивановской городской Думы от 27.06.2012 г. (в ред. решения Ивановской городской Думы пятого созыва № 752 от 02.07.2014 года) со дня вступления решения суда в законную силу.
По мнению заявителя, пункт 1.4.33 Правил благоустройства носит неопределенный характер, не отвечает общеправовым критериям определенности, ясности и вызывает неоднозначное толкование при применении.
В соответствии с данной нормой под "контейнерной площадкой" понимается площадка, предназначенная для размещения нестационарного сооружения для установки мусоросборников в радиусе 5 метров от края нестационарного сооружения. Иными словами контейнерной площадкой признается земельный участок, на котором размещено нестационарное сооружение для непосредственной установки контейнеров. Указанным пунктом также установлен размер этой площадки (т.е. земельного участка) - 5 метров от края нестационарного сооружения.
Заявитель полагает, что из вышеназванной нормы невозможно определить, что имел в виду законодатель под термином "площадка" - земельный участок, иной участок с бетонным покрытием, каковы его размеры. Также невозможно определить, о каком "нестационарном сооружении" идет речь, что подразумевается под ним, каковы его размеры. В зависимости от параметров нестационарного сооружения рассчитывается размер контейнерной площадки, а значит и объемы ее оборудования и площадь содержания. Неопределенность в определении размеров нестационарного сооружения порождает неопределенность в определении контейнерной площадки, и, как следствие, ведет к злоупотреблению со стороны Администрации г. Иваново при возложении на управляющие организации и собственников помещений многоквартирных домов дополнительной обязанности по содержанию указанной территории. При установлении 5-метрового радиуса от края нестационарного сооружения законодательным органом не принято во внимание, что в таком случае площадь контейнерной площадки может пересекаться с площадью иных объектов и сооружений, принадлежащих на законном основании иным лицам. Возникает неопределенность при возложении бремени содержания указанных территорий.
Указывают, что оспариваемый пункт Правил противоречит требованиям перечисленных в иске санитарных правил, жилищному законодательству.
Существующая застройка не всегда позволяет разместить контейнерную площадку на придомовой территории дома. Многие действующие контейнерные площадки многоквартирных домов г. Иваново расположены за границами межевания земельного участка, то есть на территории муниципалитета. Возложение на управляющие организации обязанности содержать территорию земельного участка (5 метров от нестационарного сооружения), не относящейся к придомовой территории дома, фактически перекладывает бремя содержания данной территории с собственника земли (муниципалитета) на коммерческие организации (управляющие организации) и, соответственно, на собственников помещений многоквартирных домов.
В некоммерческое партнерство "Стратегия" входит около 40 управляющих компаний г. Иваново, в управлении которых находится около 700 многоквартирных домов. Одной из целей деятельности заявителя является представительство интересов и защита совместных интересов членов партнерства.
Кроме того, в совокупном применении оспариваемый пункт Правил с пунктами 6.10.9, 6.10.11 устанавливает обременительные требования для реализации права каждого на благоприятную окружающую среду.
Исходя из этого, заявитель просил признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению п. 1.4.33 Правил благоустройства города Иваново, утвержденный Решением Ивановской городской Думы от 27.06.2012 года (в редакции Решения Ивановской городской Думы пятого созыва № 752 от 02.07.2014 года) со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности К.А. заявленные требования поддержала. Пояснила, что возможно было установление размера площадки в размере 1 м от края нестационарного сооружения. Считала, что оспариваемый пункт принят с нарушением компетенции, поскольку в силу Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в области обращения с отходами разработка и принятие Федеральных законом и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в указанной области не относятся к компетенции органов местного самоуправления. Понятие "контейнерной площадки" подпадает под понятие "объекты хранения отходов", под которыми понимаются специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучии населения и предназначены для складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения (п. 1 указанного выше Закона). Оспариваемое положение Правил благоустройства не отвечает признаку правовой определенности. Не понятно, откуда считать 5 метров, где край контейнерной площадки, где край нестационарного сооружения, на каких нормах права основывались при утверждении размеров контейнерной площадки, как быть, если 5-метровый радиус площадки приходится на чужую территорию, находящуюся во владении иных лиц, или попадает на границы игровой площадки, дороги, здания.
Представитель Ивановской городской Думы по доверенности В.Л. полагал заявленные требования не подлежащими удовлетворению. Указал, что нельзя рассматривать данную норму в отрыве от иных норм Правил благоустройства. Кроме того, заявитель не указал конкретно, каким образом оспариваемая им норма Правил нарушает его права и свободы.
Представитель Администрации г. Иваново по доверенности В.В. в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом. Согласно ранее представленному отзыву считала, что оспариваемый пункт Правил не противоречит закону. Заявителем не представлено доказательств нарушения прав конкретного субъекта оспариваемой нормой нормативного правового акта. Кроме того, данное положение Правил, по сути, является нормой-дефиницией, которая сама по себе не может нарушать чьи-либо права. Ссылаясь на разъяснения Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48, указала, что законодатель вправе самостоятельно осуществлять правовое регулирование при отсутствии соответствующего регулирования на федеральном уровне. Кроме того, использование собственниками многоквартирных домов земель города по своему усмотрению не допускается. Данное использование может быть на условиях платности.
Представитель Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Иваново по доверенности Ч.О. пояснила, что в обязанности муниципалитета не входит вывоз отходов, образующихся жителями многоквартирных домов. Законодатель не установил ограничения при определении размера контейнерной площадки. Установление требований к объектам благоустройства относится к вопросам местного значения. Закрепленное в оспариваемой норме Правил положение позволяет определить понятие и размеры контейнерной площадки. Просила в удовлетворении заявления Некоммерческого партнерства "Объединение организаций, управляющих недвижимостью "Стратегия" отказать.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего заявленные требования необоснованными, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 251 ГПК РФ гражданин или организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии с п. 2.1 Устава Некоммерческого партнерства "Объединение организаций, управляющих недвижимостью "Стратегия" (утв. 26.11.2010 г.) целями деятельности Партнерства является, в том числе, представительство интересов и защита совместных интересов членов партнерства во взаимоотношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, института гражданского общества, потребителями их услуг, а также с иными юридическими лицами и гражданами.
Как следует из представленных документов, членами Партнерства являются управляющие организации, заключающие договору управления с собственниками помещений многоквартирных домов.
В рассматриваемом заявлении указывается на нарушение прав управляющих организация (членов некоммерческого партнерства).
Учитывая вышеизложенное, положения ст. 8 Федерального закона "О некоммерческих организациях", суд не может согласиться с доводами представителя заинтересованного лица Администрации г. Иваново о том, что Некоммерческое партнерство "Объединение организаций, управляющих недвижимостью "Стратегия" не вправе было обратиться с настоящим заявлением.
Решением Ивановской городской Думы от 27 июня 2012 года № 448 утверждены Правила благоустройства города Иванова, устанавливающие порядок организации благоустройства и озеленения территории города Иваново, очистки и уборки его территории.
Решением Ивановской городской Думы от 02.07.2014 г. № 752 в вышеуказанные правила внесены изменения, в соответствии с которым в Правила, в том числе, включен пункт 1.4.33, содержащий определение контейнерной площадки, как площадки, специально предназначенной для размещения нестационарного сооружения для установки мусоросборников в радиусе 5 метров от края нестационарного сооружения.
Указанный пункт Правил оспаривается заявителем, как противоречащий закону и нарушающий права организаций, являющихся членами Некоммерческого партнерства "Объединение организаций, управляющих недвижимостью "Стратегия".
Проанализировав доводы участвующих в деле лиц с имеющиеся в деле материалы, суд приходит к выводу, что оспариваемый пункт Правил принят в пределах полномочий Ивановской городской Думы, предоставленных ей на основании ст. 31 Устава города Иванова, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного акта, порядку принятия и введения его в действие.
В силу рекомендаций Пленума Верховного суда Российской Федерации № 48 от 29.11.2007 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" (п. 24), суд проверяет, соответствует ли содержание оспариваемой части нормативного акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно статьям 12, 130 и 132 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое действует самостоятельно в пределах своих полномочий.
Приведенные Конституционные положения конкретизируются в статьях 7, 16, 17 Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которым по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам. Также указанные нормы Федерального закона № 131-ФЗ определяют цели и задачи, компетенцию местного самоуправления и полномочия его органов.
Таким образом, анализ поименованных правовых норм позволяет сделать вывод, что органы местного самоуправления вправе принимать нормативные акты, направленные на решение задач, отнесенных действующим законодательством к компетенции данных органов. При этом нормативные правовые акты органов местного самоуправления должны приниматься по вопросам, отнесенным к компетенции этих органов и в пределах их полномочий.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Аналогичное положение содержит ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В силу положений подп. 18 п. 1 ст. 14, подп. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 г. организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории городских и других поселений относится к вопросам местного самоуправления, в частности к вопросам местного значения городского округа.
Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Как следует из положений п. 3 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие) определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Исходя из вышеперечисленных положений закона, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый пункт Правил принят Ивановской городской Думой в пределах предоставленной муниципальному образованию компетенции, поскольку контейнерная площадка предназначена для сбора отходов, организация которого возложена федеральным законодателем на органы местного самоуправления.
В силу п. 4 ст. 39 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" нормативные правовые акты, касающиеся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, решения юридических лиц по указанным вопросам, строительные нормы и правила, правила охраны труда, ветеринарные и фитосанитарные правила не должны противоречить санитарным правилам.
Суд, оценив доводы заявителя, проанализировав указанные им положения Санитарных Правил, приходит к выводу, что оспариваемый пункт Правил не противоречит закону. Кроме того, ряд указанных заявителем санитарных правил не содержат требований к территориям жилой многоквартирной застройки, то есть не относятся к деятельности управляющих организаций, интересы которых представляет Некоммерческое партнерство "Объединение организаций, управляющих недвижимостью "Стратегия".
Кроме того, по смыслу ст. 36 ЖК РФ к общему имуществу в многоквартирном доме относятся, в частности, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами и внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
Оборудование и иные объекты, используемые для сбора твердых бытовых отходов (мусоропроводы, контейнеры, бункеры-накопители, специально оборудованные площадки и т.п.), предназначены для обслуживания и эксплуатации жилищного фонда (пункты 1.8, 3.7, 5.9) Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. № 170. Эксплуатация таких объектов и оборудования, заключающаяся в сборе и вывозе накапливаемых в них твердых отходов, ремонте и содержании самих объектов, осуществляется собственниками помещений многоквартирного дома в общих интересах.
Следовательно, сбор и вывоз твердых бытовых отходов, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт оборудования и помещений, в том числе предназначенных для обслуживания всего дома, и т.п.), являются составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома, что закреплено в подп. "д" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. № 491.
Пунктом 10 указанных Правил установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан.
В соответствии с п. 3.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечить установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов, содержания в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без перезаполнения и загрязнения территории.
Согласно п. п. 8.2.4, 8.2.5 "Санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" СанПиН 2.1.2.2645-10, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 г. № 64 для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более пяти. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детский игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
Требования к мероприятиям по сбору мусора, обустройству, обслуживанию контейнеров и контейнерных площадок содержатся в СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест".
Так, в соответствии с требованиями СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" в составе контейнерной площадки организуется отсек для сбора крупногабаритного мусора, отделенный от площадки для сбора твердых бытовых отходов ограждением.
Таким образом, размеры контейнерных площадок должны быть достаточными для размещения контейнеров для сбора мусора и исключать складирование в частности крупногабаритного мусора за пределами контейнерной площадки.
По мнению суда, заявитель смешивает понятия уборка (содержание) территорий (не предназначенных для сбора отходов) и вывоз мусора с контейнерных площадок, предназначенных именно для сбора отходов.
Аналогичным образом, неправильно заявителем контейнерная площадка трактуется, как прилегающая территория.
В любом случае, согласно п. 3.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 управляющие организации обязаны обеспечить организацию вывоза отходов без загрязнения территории.
Также суд не может согласиться с доводом представителя заявителя о том, что контейнерная площадка подпадает под понятие "объекты хранения отходов", поскольку сама контейнерная площадка предназначена для установки контейнеров для сбора (а не для хранения отходов), а также для организации вывоза отходов и для подъезда специального транспорта.
Кроме того, суд принимает во внимание, что оспариваемое положение Правил является нормой дефиницией, и, следовательно, сама по себе прав заявителя, а также управляющих организаций, являющихся его членами, не затрагивает.
Иные положения Правил благоустройства, рассматриваемые заявителем в комплексе с рассматриваемым положением, заявителем не оспариваются.
Заявитель указывает на правовую неопределенность п. 1.4.33 Правил. Однако необходимо иметь в виду, что оспариваемый пункт Правил носит общий характер. Представитель заявителя также пояснила, что вид, объем контейнеров может отличаться. Также может отличаться и количество контейнеров.
Перечисленные представителем заявителя положения санитарных правил также устанавливают минимальные расстояния от контейнеров для сбора мусора до различных объектов.
Правила носят общий характер и потому не могут регламентировать абсолютно все частные случаи, это происходит в порядке применения положений Правил и внесения в них дополнений.
Представитель заявителя, указала, что не возражает против установления радиуса 1 метр от края нестационарного сооружения.
Однако данное расстояние не позволит, в частности, организовать площадку для сбора крупногабаритных отходов.
Также необходимо иметь в виду, что в соответствии с п. 3.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечить установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов.
То есть, при идеальных условиях контейнерные площадки (сборники для твердых отходов) не должны располагаться за пределами земельных участков конкретных собственников, осуществляющих пользование ими. При использовании не принадлежащих на праве собственности территорий для размещения сборников для твердых отходов решение возникающих при этом вопросов (включая уборку отходов, накапливающихся в них) должно осуществляться совместно с собственниками земельных участков, путем согласования условий использования этих земельных участков для размещения сборников для твердых отходов, контейнерных площадок. Данный вопрос должен быть урегулирован, в том числе, и управляющими организациями, оказывающими услуги собственникам помещений многоквартирных домов, расположенных в непосредственной близости, на смежных земельных участках.
По мнению суда, оспариваемый пункт Правил не противоречит закону и, напротив, призван упорядочить деятельность организаций осуществляющих сбор и вывоз отходов, обеспечить надлежащее исполнение данной обязанности.
Кроме того, необходимо иметь в виду, что обязанность по содержанию территорий, уборке мусора лежит, прежде всего, на собственниках помещений в многоквартирных домах, а не на управляющих организациях. Последние осуществляют свою деятельность исключительно в рамках заключенных с собственниками помещений многоквартирных домов договоров, на условиях этих договоров, за определенную сторонами договоров плату.
Как следует из представленных судебных постановлений, привлечение к административной ответственности имело место в связи с навалом отходов на или около контейнерных площадок, а не за ненадлежащее содержание прилегающих территорий.
Заявителем не представлено доказательств наличия полномочий представлять в настоящем деле кого-либо из собственников помещений многоквартирного дома, права которых, по мнению заявителя, нарушены.
Заявителем также не представлено доказательств конкретных нарушений прав собственников помещений многоквартирных домов оспариваемым положением.
Представленные суду фотографии лишний раз свидетельствуют о необходимости нормативного определения понятия контейнерных площадок, их необходимых размеров во избежание произвольного складирования отходов на территории, расположенной вокруг контейнеров.
Кроме того, как следует из имеющегося в деле фотоматериала, скопление отходов на территории, прилегающей к контейнерам для сбора мусора, обусловлено наличием в указанном месте сооружений для сбора мусора, и зачастую связано с ненадлежащим исполнением, в том числе, управляющими организациями, обязанности по своевременному вывозу отходов, отсутствием специального места для крупногабаритных отходов, а также ненадлежащей организацией сбора отходов жителей многоквартирных домов.
Заявитель указывает на нарушение Санитарных правил органом местного самоуправления. Однако, как следует, из представленных фотоматериалов, требования п. 3.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда о недопустимости переполнения контейнеров, загрязнения территории, пунктов 8.2.4, 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 об ограничении площадки бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру, исключающими распространение мусора из контейнерных площадок по территории, управляющими организациями при организации контейнерных площадок, вывоза мусора не соблюдаются.
Исходя из вышеизложенного, правовых оснований для удовлетворения заявления Некоммерческого партнерства "Объединение организаций, управляющих недвижимостью "Стратегия" о признании недействующим пункта 1.4.33 Правил Благоустройства города Иванова, утвержденных Решением Ивановской городской Думы от 27 июня 2012 года № 448 (в редакции Решения Ивановской городской Думы пятого созыва № 752 от 02.07.2014 года) суд не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении заявления Некоммерческого партнерства "Объединение организаций, управляющих недвижимостью "Стратегия" о признании недействующим пункта 1.4.33 Правил Благоустройства города Иванова, утвержденных Решением Ивановской городской Думы от 27 июня 2012 года № 448 (в редакции Решения Ивановской городской Думы пятого созыва № 752 от 02.07.2014 года) - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд г. Иваново в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Судья
Т.А.ТИМОФЕЕВА

Мотивированное решение составлено 10 апреля 2015 года.


------------------------------------------------------------------