Определение Ивановского областного суда от 24.03.2015 по делу N 3-6/2015 <О прекращении производства по делу о признании частично недействующими постановлений Правительства Ивановской области от 23.01.2015 N 16-п и от 25.02.2015 N 52-п в части требований о признании недействующими положений, установленных абзацами 4, 5, 7, 10 пункта 6.2 раздела VI Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ивановской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утв. постановлением Правительства Ивановской области от 23.01.2015 N 16-п> Свод законодательства



ИВАНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 марта 2015 г. по делу № 3-6/2015

город Иваново

Ивановский областной суд в составе
председательствующего судьи Щегловой Е.С.
при секретаре Г.
с участием: прокурора Погореловой М.М.,
представителей Правительства Ивановской области Т., Ч.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителя прокурора Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений постановления Правительства Ивановской области от 23 января 2015 года № 16-п "Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ивановской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" и постановления Правительства Ивановской области от 25 февраля 2015 года № 52-п "О внесении изменений в постановление Правительства Ивановской области от 23.01.2015 № 16-п "Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ивановской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов",

установил:

Постановлением Правительства Ивановской области от 23 января 2015 года № 16-п (далее - Постановление № 16-п) утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ивановской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (далее - Территориальная программа).
Постановление № 16-п подписано Губернатором Ивановской области К., 29 января 2015 года опубликовано на официальном сайте Правительства Ивановской области (htpp://www.ivanovoobl.ru), и в соответствии с пунктом 2 данного Постановления оно вступило в силу после официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года.
В приложении к Постановлению № 16-п были установлены средние нормативы объемов медицинской помощи в рамках Территориальной программы:
- абзацем 3 пункта 6.2 раздела VI - для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактической и иными целями (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персонала), на 2016 год - 2,6 посещения на 1 жителя, на 2017 год - 2,65 посещения на 1 жителя;
- абзацем 4 пункта 6.2 раздела VI - для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в связи с заболеваниями, на 2015 год - 2,095 обращения на 1 жителя, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 1,866 обращения на 1 застрахованное лицо;
- абзацем 5 пункта 6.2 раздела VI - для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в неотложной форме, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования на 2015 год - 0,472 посещения на 1 застрахованное лицо,
- абзацем 7 пункта 6.2 раздела VI - для специализированной медицинской помощи в стационарных условиях на 2016 год - 0,192 случая госпитализации на 1 жителя,
- абзацем 8 пункта 6.2 раздела VI - для паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях на 2015 год - 0,056 койко-дня на 1 жителя.
В соответствии с абзацем 10 пункта 6.2 раздела VI объем высокотехнологичной медицинской помощи (в условиях дневного стационара и стационарных условиях) в целом по Программе составил в расчете на 1 жителя на 2015 год 0,0038 случая госпитализации.
Разделом VII Территориальной программы определены средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи:
- в абзаце 3 пункта 7.1 и абзаце 3 пункта 7.2 раздела VII - на 1 посещение с профилактической и иными целями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (далее - соответствующие бюджеты) - 216,9 рубля на 2015 год, 236,6 рубля на 2016 год, 236,9 рубля на 2017 год;
- в абзаце 4 пункта 7.1 и абзаце 4 пункта 7.2 раздела VII - на 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств соответствующих бюджетов - 484,0 рубля на 2015 год, 520,4 рубля на 2016 год, 520,8 рубля на 2017 год,
- в абзаце 7 пункта 7.1 и абзаце 7 пункта 7.2 раздела VII - на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров за счет средств соответствующих бюджетов - 171,9 рубля на 2015 год, 174,5 рубля на 2016 год, 174,1 рубля на 2017 год;
- в абзаце 8 пункта 7.1 и абзаце 8 пункта 7.2 раздела VII - на 1 случай госпитализации в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств соответствующих бюджетов - 35618,8 рубля на 2015 год, 36818,8 рубля на 2016 год, 37018,8 рубля на 2017 год;
- в абзаце 10 пункта 7.1 и абзаце 10 пункта 7.2 раздела VII в части установления средних нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая больницы сестринского ухода), за счет средств обязательного медицинского страхования сверх базовой программы - 616,8 рубля на 2015 год, 380,0 рубля на 2016 год, 382,2 рубля на 2017 год.
Абзацем 14 пункта 7.2 раздела VII Территориальной программы установлены средние подушевые нормативы финансирования, предусмотренные Программой (без учета расходов федерального бюджета) за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов (в расчете на 1 жителя, включая средства областного бюджета, передаваемые в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования Ивановской области на финансовое обеспечение паллиативной медицинской помощи) в 2015 году - 1233,5 рубля, в 2016 году - 1280,3 рубля, в 2017 году - 1288,1 рубля.
26 февраля 2015 года заместитель прокурора Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в Ивановский областной суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими приведенных положений абзаца 3 пункта 6.2 раздела VI, абзаца 4 пункта 6.2 раздела VI, абзаца 5 пункта 6.2 раздела VI, абзаца 7 пункта 6.2 раздела VI, абзаца 8 пункта 6.2 раздела VI, абзаца 10 пункта 6.2 раздела VI, абзаца 3 пункта 7.1 раздела VII, абзаца 4 пункта 7.1 раздела VII, абзаца 7 пункта 7.1 раздела VII, абзаца 8 пункта 7.1 раздела VII, абзаца 10 пункта 7.1 раздела VII, абзаца 14 пункта 7.2 Территориальной программы, полагая, что в нарушение статьи 3 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах здоровья граждан в Российской Федерации", статей 3, 35, 36 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2014 года № 1273 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", Территориальной программой установлены заниженные по сравнению с Федеральной программой средние нормативы объема медицинской помощи и финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, а также подушевые нормативы финансирования. По мнению прокурора, указанные нарушения закона, допущенные Правительством Ивановской области при принятии Территориальной программы, ущемляют права неопределенного круга лиц - жителей Ивановской области на получение государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в объеме, установленном Правительством Российской Федерации.
25 февраля 2015 года Губернатором Ивановской области К. подписано постановление Правительства Ивановской области от 25 февраля 2015 года № 52-п "О внесении изменений в постановление Правительства Ивановской области от 23.01.2015 № 16-п "Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ивановской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (далее - Постановление № 52-п), опубликованное 3 марта 2015 года на Официальном интернет-портале правовой информации (http://publication.pravo.gov.ru), вступившее в силу после его официального опубликования и распространившего свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года.
Постановлением № 52-п вносятся изменения в приложение к Постановлению № 16-п в том числе в следующие нормы Территориальной программы:
- в абзац 3 пункта 6.2 раздела VI в части установления средних нормативов объема для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактической и иными целями (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персонала), на 2015 год - 2,537 посещения на 1 жителя, на 2016 год - 2,602 посещения на 1 жителя, на 2017 год - 2,647 посещения на 1 жителя;
- в абзац 4 пункта 6.2 раздела VI в части установления средних нормативов объема для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в связи с заболеваниями, на 2015 год - 2,181 обращения на 1 жителя, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 1,950 обращения на 1 застрахованное лицо;
- в абзац 5 пункта 6.2 раздела VI в части установления средних нормативов объема для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в неотложной форме, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования на 2015 год - 0,500 посещения на 1 застрахованное лицо;
- в абзац 7 пункта 6.2 раздела VI в части установления средних нормативов объема для специализированной медицинской помощи в стационарных условиях на 2016 год - 0,201 случая госпитализации на 1 жителя,
- в абзац 8 пункта 6.2 раздела VI в части установления средних нормативов объема для паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях на 2015 год - 0,056 койко-дня на 1 жителя;
- в абзац 10 пункта 6.2 раздела VI в части установления объема высокотехнологичной медицинской помощи (в условиях дневного стационара и стационарных условиях) в целом по Программе в расчете на 1 жителя на 2015 год 0,0042 случая госпитализации;
- в абзац 3 пункта 7.1 и абзац 3 пункта 7.2 раздела VII в части установления средних нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи на 1 посещение с профилактической и иными целями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (далее - соответствующие бюджеты) - 216,9 рубля на 2015 год, 236,6 рубля на 2016 год, 236,9 рубля на 2017 год;
- в абзац 4 пункта 7.1 и абзац 4 пункта 7.2 раздела VII в части установления средних нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи на 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств соответствующих бюджетов - 484,0 рубля на 2015 год, 520,4 рубля на 2016 год, 520,8 рубля на 2017 год,
- в абзац 7 пункта 7.1 и абзац 7 пункта 7.2 раздела VII в части установления средних нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров за счет средств соответствующих бюджетов - 171,9 рубля на 2015 год, 174,5 рубля на 2016 год, 174,1 рубля на 2017 год;
- в абзац 8 пункта 7.1 и абзац 8 пункта 7.2 раздела VII в части установления средних нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи на 1 случай госпитализации в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств соответствующих бюджетов - 35618,8 рубля на 2015 год, 36818,8 рубля на 2016 год, 37018,8 рубля на 2017 год;
- в абзац 10 пункта 7.1 и абзац 10 пункта 7.2 раздела VII в части установления средних нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая больницы сестринского ухода), за счет средств обязательного медицинского страхования сверх базовой программы - 616,8 рубля на 2015 год, 380,0 рубля на 2016 год, 382,2 рубля на 2017 год;
- в абзац 14 пункта 7.2 раздела VII в части установления средних подушевых нормативов финансирования, предусмотренных Программой (без учета расходов федерального бюджета) за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов (в расчете на 1 жителя, включая средства областного бюджета, передаваемые в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования Ивановской области на финансовое обеспечение паллиативной медицинской помощи) в 2015 году - 1233,5 рубля, в 2016 году - 1280,3 рубля, в 2017 году - 1288,1 рубля.
В судебном заседании 24 марта 2015 года прокурор поддержал заявление от 20 марта 2015 года (л.д. 79) об отказе от требований в части признания противоречащими федеральному законодательству и недействующими положений, установленных абзацами 4, 5, 7 пункта 6.2 раздела VI приложения к постановлению Правительства Ивановской области от 23 января 2015 года № 16-п "Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ивановской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов". В обоснование своего заявления прокурор указал, что установленные этими нормами Территориальной программы средние нормативы объема для медицинской помощи являются недействующими в связи с принятием Постановления № 52-п, которое привело Территориальную программу в части указанных нормативов в соответствие с нормами постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2014 года № 1273 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов".
Представители заинтересованного лица Правительства Ивановской области - Т. и Ч. не возражали против принятия судом заявления прокурора об отказе от этой части требований и прекращения производства по делу в указанной части в отношении недействующих норм оспариваемого нормативного правового акта.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив, проверив и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно части 3 статьи 252 ГПК РФ отказ лица, обратившегося в суд с заявлением об оспаривании нормативных правовых актов, от своего требования не влечет за собой прекращение производства по делу.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 134 ГПК РФ судья отказывает в принятии заявления в случае, если в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя.
В силу абзаца 2 статьи 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 134 ГПК РФ.
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" в его действующей редакции содержатся обязательные для применения всеми судами общей юрисдикции разъяснения о том, что судья отказывает в принятии заявления в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 134 ГПК РФ в случае, когда в заявлении оспаривается недействующий нормативный правовой акт или его часть (в том числе акт, не вступивший в силу, отмененный органом или должностным лицом, его издавшими, утративший силу в связи с ограничением его действия временными рамками, указанными в самом акте, а также формально не отмененный, но фактически не действующий в силу издания более позднего акта), поскольку такой акт или его часть не порождает правовых последствий, вследствие чего не может повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод заявителя и других лиц. Заявитель вправе оспорить в суде в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, решения, действия (бездействие), основанные на таком нормативном правовом акте, либо обратиться в суд в порядке искового производства за защитой субъективного права или за освобождением от юридической обязанности, поставив вопрос о неприменении при разрешении спора данного нормативного правового акта или его части.
Анализ положений части 1 статьи 251, статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих порядок обращения и рассмотрения заявлений об оспаривании нормативного правового акта, позволяет сделать вывод о том, что предметом судебного рассмотрения в порядке главы 24 ГПК РФ могут быть только действующие нормативные правовые акты, поскольку целью нормоконтроля является прекращение действия нормативного правового акта в будущем, а недействующий нормативный правовой акт не требует судебного пресечения его юридической силы из-за отсутствия таковой. Отмененный нормативный правовой акт или его часть не порождает правовых последствий, вследствие чего не может повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод заявителя и других лиц.
На момент принятия к производству суда настоящего заявления прокурора, суду не было представлено сведений о публикации нормативного правового акта - Постановления № 52-п, которым были внесены изменения в отдельные нормы раздела VI и VII приложения к Постановлению № 16-п.

В ходе рассмотрения настоящего дела судом выяснилось, что изменения, внесенные Постановлением № 52-п, распространившим своей действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года, в абзацы 4, 5, 7 пункта 6.2 раздела VI Территориальной программы в части установления средних нормативов объема для медицинской помощи, а также в абзац 10 пункта 6.2 раздела VI Территориальной программы в части установления объема высокотехнологичной медицинской помощи (в условиях дневного стационара и стационарных условиях) в целом по Программе в расчете на 1 жителя на 2015 год привели к тому, что оспариваемые в первоначальном заявлении прокурора в рамках настоящего дела положения абзацев 4, 5, 7, 10 пункта 6.2 раздела VI приложения к Постановлению № 16-п, установившие ранее эти нормативы и объемы в меньшем размере, являются фактически не действующими в связи с принятием более позднего нормативного правового акта - Постановления № 52-п. В заявлении об изменении требований от 24 марта 2015 года прокурор не оспаривает Постановление № 52-п в указанной части в связи с тем, что новая редакция абзацев 4, 5, 7, 10 пункта 6.2 раздела VI Территориальной программы не противоречит соответствующим пунктам раздела VI Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2011 года № 1273.
Таким образом, положения абзацев 4, 5, 7, 10 пункта 6.2 раздела VI Территориальной программы, утвержденной Постановлением № 16-п, по состоянию на 24 марта 2015 года являются полностью недействующими, не порождают правовых последствий, и в силу этого не могут повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод неопределенного круга лиц, в интересах которого прокурор обратился с настоящим заявлением, что указывает на отсутствие условий, с которыми статьи 3, 4, 134, 251 ГПК РФ связывают возможность рассмотрения по существу заявления прокурора об оспаривании нормативного правового акта в указанной части.
Поскольку обстоятельства, указывающие на то, что прокурором оспаривались отдельные недействующие положения нормативного правового акта, не затрагивающие права и свободы неопределенного круга лиц, были бесспорно установлены лишь в ходе судебного разбирательства, суд полагает, что имеются предусмотренные абзацем 2 статьи 220 и пунктом 1 части 1 статьи 134 ГПК РФ основания для прекращения производства по настоящему делу в указанной части.
На основании изложенного, руководствуясь абзацем 2 статьи 220, статьями 221, 224, 225 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

определил:

Прекратить производство по гражданскому делу по заявлению заместителя прокурора Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений постановления Правительства Ивановской области от 23 января 2015 года № 16-п "Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ивановской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" и постановления Правительства Ивановской области от 25 февраля 2015 года № 52-п "О внесении изменений в постановление Правительства Ивановской области от 23.01.2015 № 16-п "Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ивановской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" в части требований прокурора о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими положений, установленных абзацами 4, 5, 7, 10 пункта 6.2 раздела VI приложения к постановлению Правительства Ивановской области от 23 января 2015 года № 16-п "Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ивановской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов".
Разъяснить, что не допускается повторное обращение прокурора в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим положений, установленных абзацами 4, 5, 7, 10 пункта 6.2 раздела VI приложения к постановлению Правительства Ивановской области от 23 января 2015 года № 16-п "Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ивановской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов".
На определение может быть подана частная жалоба в апелляционную инстанцию Ивановского областного суда в течение пятнадцати дней со дня его вынесения.


------------------------------------------------------------------