Приказ комитета Ивановской обл. по труду, содействию занятости населения и трудовой миграции от 05.02.2015 N 15 "Об утверждении Технологии работы специалистов областных государственных казенных учреждений центров занятости населения Ивановской области по организации и проведению специальных мероприятий по профилированию безработных граждан" Свод законодательства



КОМИТЕТ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ТРУДУ,
СОДЕЙСТВИЮ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 5 февраля 2015 г. № 15

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТЕХНОЛОГИИ (ПОРЯДКА) РАБОТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ
ОБЛАСТНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЦЕНТРОВ
ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
И ПРОВЕДЕНИЮ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФИЛИРОВАНИЮ
БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН

В соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", Положением о комитете Ивановской области по труду, содействию занятости населения и трудовой миграции, утвержденным постановлением Правительства Ивановской области от 09.11.2012 № 449-п, приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Технологию (порядок) работы специалистов областных государственных казенных учреждений центров занятости населения Ивановской области (далее - ОГКУ ЦЗН Ивановской области) по организации и проведению специальных мероприятий по профилированию безработных граждан (далее - Технология).

2. Отделу активных форм занятости и технологий (Кропотов П.А.) довести настоящий приказ до ОГКУ ЦЗН Ивановской области и обеспечить консультационную помощь по организации специальных мероприятий по профилированию безработных граждан.

3. Директорам ОГКУ ЦЗН Ивановской области организовать работу по организации специальных мероприятий по профилированию безработных граждан в рамках утвержденной Технологии.

4. Признать утратившим силу приказ Департамента ФГСЗН по Ивановской области от 1 июня 2004 года № 49 "О технологии работы по профилированию безработных граждан".

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя председателя комитета Ивановской области по труду, содействию занятости населения и трудовой миграции Шмелеву С.А.

Председатель комитета
Ивановской области по труду,
содействию занятости населения
и трудовой миграции
Т.Б.СЕРГЕЕВА





Приложение
к приказу
комитета Ивановской области
по труду, содействию занятости
населения и трудовой миграции
от 05.02.2015 № 15

ТЕХНОЛОГИЯ (ПОРЯДОК)
РАБОТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ
СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФИЛИРОВАНИЮ
БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН

1. Общие положения

Профилирование - распределение безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективного содействия в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда (ст. 7.1-1 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").
Профилирование проводят специалисты областных государственных казенных учреждений центров занятости населения Ивановской области (далее - центры занятости), подведомственных комитету Ивановской области по труду, содействию занятости населения и трудовой миграции (далее - Комитет), осуществляющие специальные мероприятия по профилированию (распределению безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда) безработных граждан на территории соответствующих муниципальных образований.
Мероприятия по профилированию безработных граждан включают:
анкетирование безработных граждан,
определение профильной группы,
определение основных мероприятий по работе с безработными гражданами в соответствии с профильной группой,
коррекцию профильной группы и уточнение основных мероприятий по работе с безработными гражданами (при необходимости).
Каждая профильная группа имеет рекомендуемый перечень услуг и мероприятий, которые являются наиболее эффективными для повышения возможностей трудоустройства безработных граждан, входящих в данную группу.
Специальные мероприятия по профилированию помогают на ранней стадии выявлять безработных граждан, относящихся к проблемным категориям с высоким риском длительной безработицы, и своевременно вовлекать их в активные программы, оказывать необходимые услуги по содействию в трудоустройстве сразу же после получения гражданином статуса безработного. Активные программы и услуги подбираются с учетом индивидуальных особенностей безработного гражданина таким образом, чтобы повысить его конкурентоспособность на местном рынке труда и сократить период поиска работы.
Профилирование безработных граждан в центре занятости проводится в два этапа.
На первом этапе осуществляется процедура оценки риска длительной безработицы на основании выявления потенциала и мотивации <1> трудоустройства и определение наиболее подходящей для данного безработного гражданина профильной группы.
--------------------------------
<1> Потенциал трудоустройства отражает профессиональную мобильность человека и определяется методом анализа профессиональной деятельности и уровня образования человека.
Степень мотивации к трудовой деятельности отражает психологическое состояние человека, его желание найти подходящую работу.

На втором этапе подбирается и реализуется индивидуальный набор активных мероприятий и услуг, повышающих конкурентоспособность безработного гражданина на рынке труда и его мотивацию к активному поиску работы.
Основные принципы при подборе активных мероприятий и услуг:
- для лиц с минимальной мотивацией трудоустройства следует выбирать мероприятия и услуги, направленные на повышение мотивации;
- для лиц с низким потенциалом трудоустройства - услуги, повышающие их конкурентоспособность;
- лиц с высокой мотивацией и потенциалом трудоустройства - обеспечить необходимой информацией для эффективного поиска работы.

2. Этап 1: определение профильной группы

Основанием для проведения профилирования является факт признания гражданина в установленном порядке безработным <2>.
--------------------------------
<2> По усмотрению инспектора по трудоустройству профилирование может не проводиться для инвалидов (варианты трудоустройства указаны в карте реабилитации МСЭК).

Специалист центра занятости:
- информирует гражданина о целях и задачах профилирования, разъясняет преимущества включения в работу по технологии профилирования, обсуждает ожидаемые результаты;
- проводит опрос гражданина для определения мотивации трудоустройства и заполняет Анкету 1 (Приложение 1);
- на основании занесенных в Карточку персонального учета гражданина, ищущего работу (далее - КПУ), индивидуальных социально-демографических характеристик оценивает риск длительной безработицы гражданина, определяет потенциал трудоустройства в соответствии с Анкетой 2 (Приложение 2);
- на основе оценок потенциала трудоустройства и мотивации трудоустройства относит гражданина к одной из профильных групп в соответствии с характеристикой профильных групп безработных граждан (Приложение 4);
- фиксирует результаты профилирования в программном комплексе "Катарсис";
- приобщает заполненные анкеты к личному делу получателя государственных услуг.

3. Этап 2: подбор и реализация активных программ и услуг

На втором этапе профилирования последовательно составляется и реализуется индивидуальный набор активных мероприятий и услуг из числа рекомендованных для профильной группы, к которой отнесен гражданин, с учетом ситуации на рынке труда и возможностей центра занятости.
Специалист центра занятости:
- определяет наиболее подходящие для гражданина мероприятия и услуги в соответствии с его профильной группой;
- составляет перечень активных мероприятий и услуг по содействию гражданину в трудоустройстве на период до следующей перерегистрации (Приложение 5);
- направляет к профконсультанту для собеседования с целью выявления причин, затрудняющих трудоустройство, а также оказания помощи в подготовке и составлении профессионального резюме;
- направляет на консультацию к специалисту по профессиональному обучению для решения вопроса повышения потенциала трудоустройства;
- направляет на консультацию к специалисту по организации и проведению общественных работ;
- при подготовке к очередной перерегистрации анализирует результаты проведенных мероприятий, составляет и согласовывает перечень и сроки реализации мероприятий и услуг на последующий период;
- по истечении 3-месячного периода безработицы, при необходимости, проводит процедуру перепрофилирования (коррекцию профильной группы и уточнение основных мероприятий по работе с безработными гражданами) в соответствии с Анкетой 3 (Приложение 3) на основе уточнения профессионального потенциала и мотивации трудоустройства с определением другой профильной группы и разработкой перечня активных программ и услуг на очередной период;
- вкладывает перечень активных мероприятий и услуг по содействию гражданину в трудоустройстве и результаты повторного анкетирования в личное дело безработного гражданина.





Приложение 1

АНКЕТА 1. Определение мотивации трудоустройства

Ф.И.О. __________________________________________________

N
Вопросы
Возможные ответы и соответствующие им баллы
1
С какой целью Вы к нам обратились?
Клиент указывает на желание получить помощь в трудоустройстве. (Переход к вопросу № 3)
В ответе не фигурирует получение помощи в трудоустройстве. (Переход к вопросу № 2)
2 балла
0 баллов
2
Искали ли Вы работу самостоятельно? Каким образом?
Искал, используя несколько способов
Искал только одним способом
Не искал, сразу обратился в ЦЗН
2 балла
1 балл
0 баллов
3
Вы готовы с сегодняшнего дня активно искать работу?
Да
Нет
Не знаю
1 балл
0 баллов
0 баллов
4
Почему Вы хотите найти работу?
Почему для Вас важно работать?
Возможные категории ответов:
1. Работа - источник заработка, залог материального благосостояния
2. Работа обеспечивает определенный социальный статус и самооценку
3. Работа нужна для общения, полнокровной жизни
4. Работа - способ реализации себя как личности и профессионала
5. Другое
Чем больше категорий задействовано при ответе, тем выше мотивация трудоустройства
Затрудняется ответить
0 баллов
Использует одну категорию
1 балл
Использует 2 - 3 категории
3 балла
Использует 4 и больше категорий
4 балла
5
При появлении подходящей вакансии готовы ли Вы выйти на работу в течение двух дней?
Да
Не знаю
Нет
2 балла
1 балл
0 баллов
6
Готовы ли Вы пройти переобучение или повышение квалификации, если это поможет Вам в трудоустройстве?
Да
Не знаю
Нет
2 балла
1 балл
0 баллов
7
Согласны ли Вы, что если долгое время нет подходящей работы, лучше принять предложение, которое Вам сделают, даже если оно не слишком привлекательно?
Да
Не знаю
Нет
2 балла
1 балл
0 баллов
8
Считаете ли Вы, что множество важных событий в жизни связано с работой, зависит от нее?
Да
Не знаю
Нет
2 балла
1 балл
0 баллов
9
Можете ли Вы позволить себе не работать (например, находиться на содержании мужа/жены)?
Да
Не знаю
Нет
0 баллов
1 балл
2 балла
10
Если Вам не будет выплачиваться пособие по безработице, Вы будете пользоваться услугами центра занятости для поиска работы?
Да
Не знаю
Нет
2 балла
0 баллов
0 баллов

Результат: ______ баллов.
0 - 12 баллов - мотивация трудоустройства низкая
(0 - 5 баллов - мотивация трудоустройства отсутствует);
13 - 20 баллов - мотивация трудоустройства высокая.

Дата _____________ Подпись инспектора _____________________





Приложение 2

АНКЕТА 2. Определение потенциала трудоустройства

Ф.И.О. гражданина _________________________________________

Вопросы
Ответы
Баллы
1. Пол
а) женский
3
б) мужской
2
2. Образование
а) не имеющие среднего
0
б) среднее общее
0
в) среднее профессиональное
2
г) высшее
3
3. Место жительства
а) город
3
б) сельская местность
0
4. Возраст
а) менее 20 лет
2
б) от 20 до 24 лет
3
в) от 25 до 35 лет
5
г) от 36 до 40 лет
4
д) от 41 до 50 лет
3
е) свыше 50 лет
1
5. Наличие детей, иждивенцев
а) дети до 3 лет
0
б) дети от 3 до 16 лет
1
в) ребенок-инвалид
0
г) родственники на иждивении
0
д) не имею
3
6. Общий стаж работы
а) стажа не имею
0
б) менее 1 года
1
в) от 1 до 5 лет
3
г) от 6 до 15 лет
4
д) от 16 до 25 лет
5
е) более 25 лет
3
7. Стаж работы на последнем месте, лет
а) стажа не имею
0
б) менее 1 года
1
в) от 1 до 5 лет
2
г) от 6 до 14 лет
4
д) от 15 до 29 лет
3
е) более 30 лет
2
8. Повышали ли вы свою квалификацию в течение 2-х последних лет?
а) да
2
б) нет
0
9. Видите ли Вы перспективу своего трудоустройства в течение месяца?
а) да
2
б) нет
0
10. Длительность перерыва в работе
а) нет перерыва
5
б) 1 месяц
4
в) до 6 месяцев
2
г) до 1 года
1
д) более 1 года
0
11. Ограничения трудоспособности по состоянию здоровья
а) есть
0
б) Нет
2
12. Насколько легко найти работу с профессиями, которые есть у данного безработного? (мнение инспектора ЦЗН)
а) очень трудно
-3
б) трудность выше средней
-1
в) средняя трудность
0
г) трудность ниже средней
1
д) очень нетрудно
3

Результат: ______ баллов.
0 - 19 баллов - потенциал (востребованность) трудоустройства низкий;
20 - 38 баллов - потенциал (востребованность) трудоустройства высокий.

Дата ____________ Подпись инспектора ____________________





Приложение 3

АНКЕТА 3. Уточнение уровня мотивации трудоустройства

Ф.И.О. гражданина __________________________________________

Вопрос
Ответ
баллы
1. Характер вакансий, интересующих клиента
рассматривает вакансии, не вполне соответствующие его специальности или последней зарплате, от которых по закону мог бы отказаться
2
рассматривает вакансии, соответствующие его специальности или последней зарплате
1
отказывается от разумных вакансий
0
2. Желание работать с вакансиями
просит дать ему больше направлений, жалуется, что мало вакансий
2
не стремится получить больше вакансий
1
жалуется, что за такое короткое время не сможет обойти работодателей, к которым направлен
0
3. Визит к работодателю
приходит к работодателю в первый день после получения направления
2
приходит к работодателю через несколько дней после получения направления
1
приходит по направлению к работодателю в последний день или не приходит
0
4. Как относится к посещению службы занятости
приходит или звонит, чтобы узнать, не появились ли новые вакансии
2
приходит на прием когда ему назначено
1
не приходит или опаздывает на прием
0
5. Как взаимодействует со специалистом по трудоустройству
активно и заинтересованно взаимодействует со специалистом по трудоустройству
2
взаимодействует со специалистом в нейтральной манере; особенной заинтересованности не выражает
1
взаимодействует неохотно, по обязанности; проявляет негативизм
0
6. Отношение к услугам и программам центра занятости населения
проявляет интерес и желание участвовать в мероприятиях и программах центра занятости населения
2
участвует в программах центра занятости населения только по направлению специалиста (как обязанность)
1
отказывается от участия в программах
0

Результат: __________ баллов.
0 - 7 - низкий уровень мотивации трудоустройства;
8 - 12 - высокий уровень мотивации трудоустройства.

Дата _______________ Подпись инспектора __________________





Приложение 4

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФИЛЬНЫХ ГРУПП БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН
И ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМЫХ МЕРОПРИЯТИЙ И УСЛУГ

Код профильной группы
Мотивация
Потенциал (востребованность)
Характеристика группы
Основные категории граждан
Перечень рекомендуемых для данной группы услуг и мероприятий
"ВВ"
Высокая
Высокий
Безработные, входящие в данную группу, имеют следующие профессиональные характеристики:
1. наличие образования;
2. опыт работы и квалификация;
3. наличие дополнительных профессиональных навыков и умений;
4. наличие деловых и коммуникативных качеств.
Этим гражданам свойственна реальная оценка перспектив трудоустройства, у них есть четко сформулированный запрос, они знают рынок труда и требования работодателей. Они активно занимаются самостоятельным поиском работы
1. до 45 лет с востребованной профессией;
2. не имеющие ограничений по состоянию здоровья;
3. ищущие работу с более высокой заработной платой, с лучшими условиями труда;
4. нацеленные на профессиональное продвижение;
5. желающие сохранить или повысить социальный статус;
6. с большим стажем и разнообразным опытом работы
Услуги:
1. информирование граждан по интересующим вопросам;
2. работа с банком вакансий предприятий;
3. ярмарки вакансий, Дни трудоустройства;
4. оказание содействия в самозанятости.
Мероприятия:
1. консультация по самостоятельному поиску работы;
2. обучение методам самопрезентации и технике поиска работы;
3. составление резюме (для занесения в банк ВКР, представления работодателю)
"НВ"
Низкая
Высокий
Безработные, входящие в данную группу, имеют следующие профессиональные характеристики:
1. наличие образования;
2. опыт работы и квалификация;
3. наличие дополнительных профессиональных навыков и умений;
4. завышенная (заниженная) оценка перспектив трудоустройства;
5. неадекватные личностные реакции, агрессия, манипулирование.
Для этих граждан характерен постоянный отказ от подходящей работы, они избегают новых направлений на работу, приходят к работодателю в последний день или не приходят совсем, ссылаясь на различные причины, препятствующие трудоустройству. Самостоятельным поиском работы не занимаются, ведут его формально, отказываются от участия в программах занятости. У них нет четко сформулированного запроса на трудоустройство
1. высвобожденные с предприятий и организаций;
2. предположительно имеющие другой источник дохода;
3. уволенные из вооруженных сил с востребованной гражданской специальностью;
4. уволившиеся по собственному желанию с завышенными требованиями к работе и зарплате;
5. женщины старше 45 лет с высшим и средним профессиональным образованием;
6. имеющие судимость с востребованной профессией;
7. имеющие личные выгоды от статуса безработного (алименты, субсидии и др.);
8. имеющие психологические проблемы (неадекватная самооценка, трудности в общении) или проблемы со здоровьем
Услуги:
1. информирование о рынке труда;
2. профессиональная ориентация и психологическая поддержка;
3. социальная адаптация на рынке труда (работа с мотивацией, участие в КИРе, общая коррекционная работа);
4. ярмарки вакансий, Дни трудоустройства.
Мероприятия:
1. консультации по самостоятельному поиску работы;
2. составление резюме (для занесения в банк ВКР, представления работодателю и т.д.);
3. организация гарантированных собеседований с работодателями;
4. беседы о последствиях длительной безработицы;
5. внедрение "домашних заданий"
"ВН"
Высокая
Низкий
Безработные, входящие в данную группу, имеют следующие профессиональные характеристики:
1. профессиональное образование невостребованное или отсутствует;
2. уровень профессиональных навыков недостаточен или отсутствует;
3. опыт работы и квалификация не соответствуют требованиям рынка труда.
Данная категория граждан реально оценивает свое положение, стремится преодолеть препятствия. Они активно ищут работу, интересуются вакансиями, посещают работодателей. Обращаются за помощью к специалистам центра занятости, просят сообщать о появлении новых вакансий, охотно участвуют в мероприятиях и активных программах содействия занятости
1. не имеющие профессии;
2. утратившие способность к выполнению работы по прежней профессии;
3. ищущие работу не по специальности;
4. выпускники общеобразовательных учебных заведений;
5. несовершеннолетние, не имеющие профессии и/или необходимой квалификации;
6. длительно неработающие, потерявшие квалификацию;
7. бывшие военнослужащие, не имеющие гражданской специальности;
8. уволенные за нарушения трудовой дисциплины;
9. инвалиды;
10. переселенцы
Услуги:
1. информирование о рынке труда;
2. профессиональная ориентация;
3. профессиональное обучение;
4. ярмарки вакансий и учебных рабочих мест;
5. организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
6. общественные работы.
Мероприятия:
1. консультация по самостоятельному поиску работы;
2. организация гарантированных собеседований с работодателями;
3. расширение поля профессионального выбора (определение запасных вариантов трудоустройства);
4. тренинг уверенности в себе, тренинг личностного роста
"НН"
Низкая
Низкий
Безработные, входящие в данную группу, имеют следующие профессиональные характеристики:
1. отсутствие базового профессионального образования;
2. отсутствие профессионального образования, профессиональных навыков и умений;
3. отсутствие опыта работы или имеется опыт неквалифицированного труда.
Данная категория граждан характеризуется отсутствием стремления быстрее найти работу, трудоустройство рассматривают как отдаленную и не слишком приятную необходимость. Не ориентируются на рынке труда, не имеют четких целей поиска работы, статус безработного воспринимают как благо. Направления к работодателю берут неохотно, приходят на собеседование в последний день. Жалуются, оправдываются, грозят или замыкаются и молчат. Эмоционально нестабильны, поведение непредсказуемо.
Со специалистами центра занятости взаимодействуют только ради сохранения
статуса безработного
1. подростки из социально неблагополучных семей;
2. высвобожденные с невостребованной профессией;
3. одинокие, многодетные матери, имеющие малолетних детей;
4. часто менявшие место работы и исполнявшие неквалифицированный труд;
5. длительное время не работавшие и не учившиеся;
6. предпенсионного возраста;
7. инвалиды;
8. освобожденные из мест лишения свободы;
9. имеющие психические и соматические заболевания;
10. социально опустившиеся
Услуги:
1. информирование о рынке труда;
2. профессиональная ориентация и психологическая поддержка;
3. профессиональное обучение;
4. ярмарка вакансий и учебных рабочих мест;
5. организация временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите;
6. общественные работы.
Мероприятия:
1. беседа о последствиях длительной безработицы;
2. консультация по самостоятельному поиску работы;
3. организация гарантированных собеседований с работодателями;
4. диагностика и определение зон профпоиска;
5. коррекционная работа;
6. определение ведущих мотивов;
7. внедрение домашних заданий;
8. направление на экспертносоциальную группу





Приложение 5

ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ И УСЛУГ
по содействию гражданину в трудоустройстве

Ф.И.О. _________ КПУ № _____ Профильная группа № _______

Активные мероприятия и услуги
Ответственный специалист
Срок проведения
Результаты проведения мероприятий






















































------------------------------------------------------------------