Решение Ивановского областного суда от 12.01.2015 по делу N 3-1/2015 <О признании недействующими указов Губернатора Ивановской области от 31.07.2014 N 142-уг и от 26.08.2014 N 161-уг> Свод законодательства



ИВАНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 12 января 2015 г. по делу № 3-1/2015

город Иваново

Ивановский областной суд в составе
председательствующего судьи Щегловой Е.С.
при секретаре Б.Е.
с участием: прокурора Хромова Е.В.,
представителей Губернатора Ивановской области О.С., Ч.Н.,
представителя заинтересованного лица Общества с ограниченной ответственностью "Южская звероферма" Ш.С.,
представителя заинтересованного лица Общества с ограниченной ответственностью "Деревообработка" К.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителя прокурора Ивановской области о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими указа Губернатора Ивановской области от 31 июля 2014 года № 142-уг "Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на территории Ивановской области на период с 01.08.2014 до 01.08.2015" и указа Губернатора Ивановской области от 26 августа 2014 года № 161-уг "О внесении изменений в указ Губернатора Ивановской области от 31.07.2014 № 142-уг "Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на территории Ивановской области на период с 01.08.2014 до 01.08.2015",

установил:

Указ Губернатора Ивановской области от 31 июля 2014 года № 142-уг "Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на территории Ивановской области на период с 01.08.2014 до 01.08.2015" (далее - Указ Губернатора № 142-уг) подписан временно исполняющим обязанности Губернатора Ивановской области К.П., опубликован 31 июля 2014 года на официальном сайте Правительства Ивановской области (http://www.ivanovoobl.ru) и в соответствии с частью 3 статьи 71 Закона Ивановской области от 18 февраля 2009 года № 20-ОЗ "Устав Ивановской области" вступил в силу со дня подписания 31 июля 2014 года.
Пунктом 1 Указа Губернатора № 142-уг утверждены лимит и квоты добычи на территории Ивановской области на период с 1 августа 2014 года по 1 августа 2015 года следующих видов охотничьих ресурсов: барсука (приложение 1); медведя (приложение 2); выдры (приложение 3); пятнистого оленя (приложение 4); в отношении 34 закрепленных охотничьих угодий (охотничьих хозяйств), а также в отношении общедоступных охотничьих угодий.
26 августа 2014 года временно исполняющим обязанности Губернатора Ивановской области К.П. подписан Указ Губернатора Ивановской области от 26 августа 2014 года № 161-уг "О внесении изменений в указ Губернатора Ивановской области от 31.07.2014 № 142-уг "Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на территории Ивановской области на период с 01.08.2014 до 01.08.2015" (далее - Указ Губернатора № 161-уг), опубликованный 27 августа 2014 года на официальном сайте Правительства Ивановской области (http://www.ivanovoobl.ru) и в соответствии с частью 3 статьи 71 Закона Ивановской области от 18 февраля 2009 года № 20-ОЗ "Устав Ивановской области" вступивший в силу со дня подписания 26 августа 2014 года.
Указом Губернатора № 161-уг вносятся изменения в преамбулу, пункт 1 и приложения к Указу Губернатора № 142-уг в части утверждения по согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (письмо от 4 августа 2014 года № 04-15-29/16732 "О согласовании лимита добычи видов охотничьих ресурсов на сезон охоты 2014 - 2015 гг.") лимитов и квот добычи на территории Ивановской области на период с 1 августа 2014 года по 1 августа 2015 года следующих видов охотничьих ресурсов: благородного оленя (приложение 5); лося (приложение 6); обыкновенной рыси (приложение 7) в отношении 34 закрепленных охотничьих угодий (охотничьих хозяйств), а также в отношении общедоступных охотничьих угодий.
Заместитель прокурора Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением об оспаривании Указа Губернатора № 142-уг в редакции Указа Губернатора № 161-уг и просил признать его противоречащим федеральному законодательству и недействующим в целом.
В обоснование своих требований прокурор указал, что Указ Губернатора № 142-уг и вносящий изменения в него Указ Губернатора № 161-уг были приняты с существенными нарушениями требований статьи 24 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ), а также приказа Минприроды России от 17 мая 2010 года № 164 "Об утверждении перечня видов охотничьих ресурсов, добыча которых осуществляется в соответствии с лимитами их добычи" (далее - Приказ Минприроды России от 17 мая 2010 года № 164), приказа Минприроды России от 29 июня 2010 года № 228 "Об утверждении порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, внесения в него изменений и требований к его содержанию" (далее - Приказ Минприроды России от 29 июня 2010 года № 228), регулирующих процедуру принятия высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) документа об утверждении лимитов добычи охотничьих ресурсов.
По мнению прокурора, такие нарушения процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта выразились в том, что представленные Службой по охране объектов животного мира Ивановской области на государственную экологическую экспертизу материалы, обосновывающие лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов, не содержали сведений о расчете квот добычи для каждого вида охотничьего ресурса в отношении каждого закрепленного охотничьего угодья по заявкам охотпользователей на установление квоты добычи, что привело к тому, что государственная экологическая экспертиза провела проверку только в части установления лимитов добычи охотничьих ресурсов в целом по Ивановской области и не проверила обоснованность установления предлагаемых квот добычи охотничьих ресурсов для каждого закрепленного охотничьего угодья.
Кроме того, были нарушены промежуточные сроки подготовки документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, установленные пунктом 9 приложения 1 к Приказу Минприроды России от 29 июня 2010 года № 228, что привело к внесению изменений в Указ Губернатора № 142-уг Указом Губернатора № 161-уг с нарушением пункта 16 приложения 1 к Приказу Минприроды России от 29 июня 2010 года № 228, а конечном итоге - к нарушению предусмотренного частью 3 статьи 24 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ и пунктом 13 приложения 1 к Приказу Минприроды России от 29 июня 2010 года № 228 пресекательного срока утверждения не позднее 1 августа 2014 года лимитов добычи в Ивановской области в период с 1 августа 2014 года по 1 августа 2015 года таких охотничьих ресурсов как: благородный олень, лось и рысь.
Прокурор также полагал, что выявленные нарушения процедуры принятия оспариваемых нормативных правовых актов повлекли несоответствие его содержания в действующей редакции требованиям статьи 24 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ, пунктам 5, 7, 8 приложения 1 к Приказу Минприроды России от 29 июня 2010 года № 228 и нормам приказа Минприроды России от 30 апреля 2010 года № 138 "Об утверждении нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях" (далее - приказ Минприроды России от 30 апреля 2010 года № 138) в части установления для отдельных охотничьих угодий (охотничьих хозяйств) квот добычи отдельных видов охотничьих ресурсов с превышением расчетных нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов, в части установления квот добычи охотничьих ресурсов по заявке ООО "Возрождение", не заключившего охотхозяйственное соглашение в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ, а также в части правовой неопределенности используемого термина "обыкновенная рысь" при установлении лимита добычи предусмотренного федеральным законодательством вида природного ресурса, именуемого "рысь". Так, с превышением нормативов допустимого охотничьего ресурса были установлены: квоты добычи лося в отношении охотничьих угодий, находящихся в пользовании ООО "Волга", ООО "Деревообработка", ООО "Простор+Охота", ООО "Южская звероферма", ОООиР Заволжского муниципального района Ивановской области, ОООиР Пучежского муниципального района Ивановской области, ОООиР Южского муниципального района Ивановской области "Сокол"; квоты добычи пятнистого оленя в отношении охотничьих угодий, находящихся в пользовании ООО "ОРХ РИАТ"; квоты добычи барсука в отношении охотничьих угодий, находящихся в пользовании ОООиР Юрьевецкого муниципального района Ивановской области.
По мнению прокурора, указанные нарушения закона, допущенные при подготовке и принятии Указов Губернатора № 142-уг и № 161-уг, ущемляют права неопределенного круга лиц - жителей Ивановской области на благоприятную окружающую среду, так как приводят к осуществлению незаконной охоты, нарушению принципов обеспечения экологического разнообразия, создания условий для устойчивого существования и использования всех компонентов животного мира.
В судебном заседании прокурор прокуратуры Ивановской области Хромов Е.В. заявление поддержал по изложенным в нем основаниям, дополнительно пояснил, что прокуратурой не оспаривается наличие у исполняющего обязанности Губернатора Ивановской области К.П. полномочий на принятие оспариваемых Указов Губернатора Ивановской области № 142-уг и № 161-уг, а также соблюдение правил введения их в действие.
Представители заинтересованного лица Губернатора Ивановской области Ч.Н. и О.С., действующие на основании доверенностей от 11 ноября 2014 года и от 12 декабря 2014 года, возражали против удовлетворения заявления прокурора по основаниям, указанным в письменном отзыве и дополнениях к нему, полагали, что сроки утверждения лимита и квот добычи охотничьих ресурсов в Ивановской области на период с 1 августа 2014 года по 1 августа 2015 года нарушены не были, а изменения, внесенные Указом Губернатора № 161-уг в Указ Губернатора № 142-уг, были необходимы в связи с получением письма Минприроды России от 4 августа 2014 года № 04-15-29/16732. Эти изменения не касались ранее установленных лимита и квот добычи отдельных видов охотничьих ресурсов, и не подпадали в этой связи под ограничение пункта 18 приложения 1 к Приказу Минприроды России от 29 июня 2010 года № 228.
По мнению представителей Губернатора Ивановской области, установленные оспариваемыми нормативными актами квоты добычи отдельных видов охотничьих ресурсов, не противоречат требованиям федерального законодательства, так как они не превышают нормативов допустимого изъятия природных ресурсов, регламентированных Приказом Минприроды России от 30 апреля 2010 года № 138, прошли государственную экологическую экспертизу, заключение которой не было оспорено в установленном законом порядке, и были согласованы письмом Минприроды России от 4 августа 2014 года № 04-15-29/16732.
Представитель О.С. также пояснил, что Службой по охране объектов животного мира Ивановской области до 15 апреля 2014 года были собраны заявки охотничьих хозяйств (охотничьих угодий) на установление квот добычи охотничьих ресурсов, в отношении которых устанавливается лимит добычи, затем был определен лимит добычи по каждому виду охотничьих ресурсов на основании данных об усредненной плотности соответствующего вида охотничьего ресурса в целом по области, а затем в пределах этого лимита были установлены квоты добычи для общедоступных охотничьих угодий Ивановской области и для отдельных закрепленных охотничьих угодий, находящихся в пользовании юридических лиц. 30 апреля 2014 года Службой по охране объектов животного мира Ивановской области на рассмотрение комиссии, проводившей государственную экологическую экспертизу, в качестве материалов, обосновывающих предлагаемые к установлению лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов для отдельных закрепленных охотничьих угодий были представлены: материалы обсуждения квот добычи на общественных слушаниях, проведенных 17 апреля 2014 года; положительные заключения и документы согласования органами местного самоуправления предлагаемых квот добычи; отчет Службы по охране объектов животного мира Ивановской области по зимнему маршрутному учету охотничьих животных в 2014 году.
По мнению представителей заинтересованного лица, то обстоятельство, что ООО "Возрождение" не заключило охотхозяйственное соглашение в порядке статьи 27 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ, не препятствовало установлению квот добычи охотничьих ресурсов по заявке этого юридического лица для охотничьего угодья, находящегося в пользовании ООО "Возрождение" на основании долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира от 10 июля 2009 года и договора от 10 июля 2009 года о предоставлении в пользование территории, необходимой для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты.
Представители Губернатора Ивановской области также считали, что использование в Указе Губернатора № 161-уг наименования охотничьего ресурса "обыкновенная рысь", в отношении которого устанавливается лимит и квоты добычи, не создает правовой неопределенности в регулировании квот добычи на территории Ивановской области природного ресурса, поименованного в федеральном законодательстве как "рысь", поскольку указанные правовые понятия являются разнозначными.
В судебном заседании представители заинтересованных лиц: ООО "Деревообработка" К.Д., ООО "Южская звероферма" Ш.С. возражали против удовлетворения заявления прокурора, полагали, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты с соблюдением требований федерального законодательства, пояснили, что разрешения на добычу лося, выданные этим юридическим лицам в пределах квот добычи, установленных для соответствующих охотничьих угодий Указом Губернатора № 161-уг, были полностью реализованы на момент рассмотрения настоящего дела судом.
Заинтересованные лица: ООО "Волга", ООО "Простор+охота", ОООиР Заволжского муниципального района, ОООиР Пучежского муниципального района, ОООиР Южского муниципального района "Сокол", ОООиР Юрьевецкого муниципального района, - о времени и месте предварительного судебного заседания извещены в установленном законом порядке, поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителей указанных заинтересованных лиц.
Иные заинтересованные лица - ООО "Возрождение" и ООО "ОРХ РИАТ" о времени и месте судебного заседания извещены в установленном законом порядке, об уважительности причин неявки своих представителей не сообщили, ходатайств об отложении судебного заседания либо о рассмотрении дела в отсутствие представителей заинтересованных лиц не поступило.
Заслушав объяснения прокурора, представителей заинтересованных лиц, изучив, проверив и оценив имеющиеся в деле письменные доказательства в их совокупности, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пунктам "в" и "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить таким федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ), другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 13 и 14 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ лимит добычи охотничьих ресурсов - объем допустимой годовой добычи охотничьих ресурсов. Квота добычи охотничьих ресурсов - часть лимита добычи охотничьих ресурсов, которая определяется в отношении каждого охотничьего угодья.
Согласно части 3 статьи 24 этого Федерального закона и пункту 13 приложения 1 к Приказу Минприроды России от 29 июня 2010 года № 228 лимит добычи охотничьих ресурсов утверждается для каждого субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в срок не позднее 1 августа текущего года на период до 1 августа следующего года.
Лицами, участвующими в деле, не ставилось под сомнение, что оспариваемые прокурором Указ Губернатора № 142-уг и вносящий в него изменения Указ Губернатора № 161-уг приняты временно исполняющим обязанности Губернатора Ивановской области К.П., действующим в качестве руководителя высшего исполнительного органа государственной власти Ивановской области - Правительства Ивановской области, в пределах указанных полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации, а также соблюдение правил введения их в действие.
Действующая редакция статьи 5 Закона Ивановской области от 23 ноября 1994 года № 27-ОЗ "О порядке обнародования (официального опубликования) правовых актов Ивановской области, иной официальной информации" устанавливает, что законы, иные нормативные правовые акты области, в которые были внесены изменения и (или) дополнения, могут быть опубликованы в новой редакции.
Поскольку суду не представлены доказательства принятия Губернатором Ивановской области в период с 27 августа 2014 года по настоящее время решения о принятии и официальном опубликовании Указа Губернатора № 142-уг в новой редакции Указа Губернатора № 161-уг или в измененном варианте, суд рассматривает и разрешает требование прокурора о признании противоречащими федеральному закону и недействующими Указа Губернатора № 142-уг, вступившего в силу 31 июля 2014 года, и Указа Губернатора № 161-уг, вступившего в силу 26 августа 2014 года, как двух самостоятельных нормативных правовых актов, каждый из которых оспаривается прокурором в целом в связи с нарушением процедуры их принятия и противоречием их содержания федеральному закону.
В соответствии с частями 1, 2, 3, 4 статьи 24 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ, Перечнем видов охотничьих ресурсов, добыча которых осуществляется в соответствии с лимитами их добычи, утвержденным приказом Минприроды России от 17 мая 2010 года № 164, не позднее 1 августа 2014 года Губернатор Ивановской области обязан был утвердить лимит добычи на территории Ивановской области и квоты добычи в отношении каждого закрепленного охотничьего угодья и в отношении общедоступных охотничьих угодий Ивановской области на период с 1 августа 2014 года по 1 августа 2015 года следующих видов охотничьих ресурсов:
- пятнистого оленя, бурого медведя, барсука, выдры (самостоятельно);
- благородного оленя, лося, рыси (по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти - Минприроды России).
Процедура подготовки, принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в субъекте Российской Федерации и внесения в него изменений, а также требования к содержанию документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов детально регламентированы приказом Минприроды России от 29 июня 2010 года № 228.
В силу статьи 20 Федерального закона от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ "О животном мире" обязательной мерой охраны животного мира является государственная экологическая экспертиза, осуществляемая в соответствии с законодательством Российской Федерации и предшествующая принятию органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации хозяйственного решения, способного повлиять на объекты животного мира и среду их обитания. Обязательной государственной экологической экспертизе подлежат материалы, обосновывающие объемы (лимиты, квоты) изъятия объектов животного мира.
В соответствии с пунктом 9 приложения 1 к приказу Минприроды России от 29 июня 2010 года № 228 для подготовки документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в субъекте Российской Федерации уполномоченный орган субъекта Российской Федерации:
- до 15 апреля осуществляет сбор заявок на установление квоты добычи охотничьих ресурсов, в отношении которых устанавливается лимит добычи;
- до 15 апреля определяет квоты добычи охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях;
- определяет лимит добычи каждого вида охотничьих ресурсов по субъекту Российской Федерации с указанием, при необходимости, их пола и возраста, на период с 1 августа текущего года до 1 августа следующего года, как сумму квот добычи охотничьих ресурсов в закрепленных охотничьих угодьях, квот добычи охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях и объемов добычи на территориях, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов, но не являющихся охотничьими угодьями;
- до 1 мая направляет материалы, обосновывающие лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный проводить государственную экологическую экспертизу;
- после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы, но не позднее 15 июня направляет на согласование в Минприроды России проект лимита добычи на территории субъекта Российской Федерации видов охотничьих ресурсов, лимит добычи которых утверждается по согласованию с федеральным органом исполнительной власти (далее - проект), с приложением пояснительной записки, содержащей оценку качества проведенных учетных работ в разрезе охотничьих угодий и иных территорий, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов, и в целом по субъекту Российской Федерации, описание погодных условий в период проведения учетных работ, информацию о незаконной добыче и гибели охотничьих ресурсов, в отношении которых устанавливается лимит добычи, за предыдущий год.
Проект должен содержать для каждого вида охотничьих ресурсов следующие сведения:
численность в текущем году и за два предыдущих года;
установленный лимит добычи охотничьего ресурса за два предыдущих года;
освоение лимита за два предыдущих года, выраженное в процентах;
устанавливаемый лимит добычи, в том числе взрослых особей и особей в возрасте до 1 года;
устанавливаемые квоты добычи для охотничьих угодий и объемы добычи для территорий, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов, но не являющихся охотничьими угодьями.
Пункт 12 приложения 1 к приказу Минприроды России от 29 июня 2010 года № 228 обязывает уполномоченный орган субъекта Российской Федерации до 31 июля представить для утверждения высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) проект документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в субъекте Российской Федерации.
В силу пункта 16 приложения 1 к приказу Минприроды России от 29 июня 2010 года № 228 внесение изменений в документ об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, допускается в случаях:
требующих внесения изменений, не касающихся планируемого объема добычи охотничьих ресурсов;
на основании судебного решения.
На основании Указа Губернатора Ивановской области от 25 февраля 2013 года № 24-уг "О полномочиях службы по охране объектов животного мира Ивановской области" исполнительным органом государственной власти Ивановской области, уполномоченным в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, является Служба по охране объектов животного мира Ивановской области, на которую в силу пунктов 9, 12 приложения 1 к приказу Минприроды России от 29 июня 2010 года № 228 возложена обязанность по подготовке и представлению на утверждение руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации проекта документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в субъекте Российской Федерации.
В судебном заседании лица, участвующие в деле, не оспаривали, что до 15 апреля 2014 года в Службу по охране объектов животного мира Ивановской области были представлены заявки охотпользователей на установление квот добычи охотничьих ресурсов, в отношении которых устанавливается лимит добычи.
30 апреля 2014 года Службой по охране объектов животного мира Ивановской области на рассмотрение комиссии, проводящей государственную экологическую экспертизу, в качестве материалов, обосновывающих предлагаемые к установлению лимиты и квоты добычи барсука, медведя, выдры, пятнистого оленя, благородного оленя, лося, обыкновенной рыси для отдельных охотничьих угодий были представлены: материалы обсуждения квот добычи на общественных слушаниях, проведенных 17 апреля 2014 года; положительные заключения и документы согласования органами местного самоуправления предлагаемых квот добычи; отчет Службы по охране объектов животного мира Ивановской области по зимнему маршрутному учету охотничьих животных в 2014 году.
Приказом Комитета Ивановской области по природопользованию от 11 июня 2014 года № 72-од был утвержден состав экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по объекту - проект указа Губернатора Ивановской области "Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на территории Ивановской области на период с 01.08.2014 по 01.08.2015" и установлен 30-дневный срок для проведения экспертизы.
Заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по указанному объекту было утверждено приказом Комитета Ивановской области по природопользованию от 10 июля 2014 года № 93-од и содержит выводы о том, что материалы объекта государственной экологической экспертизы соответствуют требованиям, предъявляемым действующим законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и материалам, представленным качестве обоснования проекта указа Губернатора, а также о том, что планируемый лимит добычи охотничьих ресурсов на территории Ивановской области на период с 1 августа 2014 года по 1 августа 2015 года является допустимым воздействием на окружающую природную среду, и о возможности реализации проекта государственной экологической экспертизы.
После получения заключения государственной экологической экспертизы проект лимита добычи на территории субъекта Российской Федерации видов охотничьих ресурсов, лимит добычи которых утверждается по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, Службой по охране объектов животного мира Ивановской области был направлен 16 июля 2014 года в Минприроды России на согласование.
Лимиты добычи благородного оленя, лося и рыси на территории Ивановской области на период с 1 августа 2014 года по 1 августа 2015 года были согласованы письмом Минприроды России от 4 августа 2014 года № 04-15-29/16732.
Таким образом, Службой по охране объектов животного мира Ивановской области более, чем на 30 дней был нарушен установленный пунктом 9.6 приложения 1 Приказу Минприроды России от 29 июня 2010 года № 228 срок направления на согласование в Минприроды России лимита добычи на территории субъекта Российской Федерации видов охотничьих ресурсов, перечисленных в части 4 статьи 24 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ, что исключило возможность своевременного получения согласования Минприроды России на проект лимитов допустимого изъятия благородного оленя, лося и рыси на территории Ивановской области на период с 1 августа 2014 года по 1 августа 2015 года, и соответственно, возможность последующего представления на утверждение Губернатору Ивановской области и утверждения этим должностным лицом проекта единого документа об утверждении лимита добычи природных ресурсов в Ивановской области на указанный период времени в сроки, предусмотренные пунктами 12, 13 приложения 1 к Приказу Минприроды России от 29 июня 2010 года № 228 и частью 3 статьи 24 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ.
Анализ приведенных нормативных положений в их системном единстве позволяет сделать вывод о том, что законодательство Российской Федерации в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов ограничивает время подготовки документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в субъекте Российской Федерации во всем видам охотничьих ресурсов, добыча которых осуществляется в соответствии с лимитом их добычи, 31 июля текущего года, а срок утверждения лимита добычи охотничьих ресурсов высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) - 1 августа текущего года.
Суд соглашается с позицией прокурора о том, что эти сроки носят пресекательный характер, так как законом не предусмотрена возможность их продления, равно как и возможность утверждения отдельным нормативным правовым актом высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) лимита добычи охотничьих ресурсов, перечисленных в части 4 статьи 24 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ, за пределами срока, указанного в части 3 той же статьи, в том числе путем внесения изменений в ранее изданный нормативный правовой акт, поскольку такие изменения, касаются планируемого объема добычи охотничьих ресурсов, и не могут быть внесены в силу прямого запрета пункта 16 приложения 1 к Приказу Минприроды России от 29 июня 2010 года № 228.
Иной подход к срокам подготовки и принятия нормативного правового акта об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в субъекте Российской Федерации, примененный при издании оспариваемых прокурором Указа Губернатора № 142-уг и Указа Губернатора № 161-уг, не позволил обеспечить выполнение требований Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ и Приказа Минприроды России от 30 апреля 2010 года № 138 к сохранению численности охотничьих ресурсов в отдельных закрепленных охотничьих угодьях Ивановской области в пределах нормативов допустимого изъятия в течение сроков охоты на отдельные виды животных, утвержденных приказом Минприроды России от 16 ноября 2010 года № 512 "Об утверждении Правил охоты".
Суд находит также заслуживающими внимания доводы заявления прокурора о том, что в нарушение требований частей 5, 6, 7 статьи 24 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ, пунктов 5, 7, 9.5 приложения 1 к Приказу Минприроды России от 29 июня 2010 года № 228 представленные Службой по охране объектов животного мира Ивановской области на государственную экологическую экспертизу материалы, обосновывающие лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов, не содержали сведений о расчете квот добычи по каждому виду охотничьего ресурса для каждого охотничьего угодья, закрепленного за охотпользователем, представившим заявку на установление квоты добычи, что привело к тому, что государственная экологическая экспертиза провела проверку только в части установления лимитов добычи охотничьих ресурсов в целом по Ивановской области и не проверила обоснованность установления предлагаемых квот добычи охотничьих ресурсов для каждого закрепленного охотничьего угодья.
Согласно частям 5, 6, 7 статьи 24 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ при исчислении лимита добычи охотничьих ресурсов учитываются их численность, размещение в среде обитания, динамика состояния и другие данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, документированная информация государственного охотхозяйственного реестра, данные федерального государственного статистического наблюдения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. Лимит добычи охотничьих ресурсов исчисляется на основе нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов. В документе об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов указываются объем изъятия в отношении каждого вида охотничьих ресурсов, при необходимости их пол и возраст, а также квота добычи охотничьих ресурсов для каждого охотничьего угодья.
Квота добычи охотничьих ресурсов в отношении каждого закрепленного охотничьего угодья определяется в соответствии с заявками, представленными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения в соответствии с настоящим Федеральным законом (часть 9 статьи 24 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ).
В соответствии с требованиями пункта 5 приложения 1 к Приказу Минприроды России от 29 июня 2010 года № 228 квота добычи охотничьих ресурсов определяется для каждого вида охотничьих ресурсов в соответствии с заявкой, предоставленной юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, заключившими охотхозяйственные соглашения, в пределах установленных нормативов допустимого изъятия на основании данных о численности заявленного вида охотничьих ресурсов охотничьих ресурсов на 1 апреля текущего года по данным государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания.
В случае, если рассчитанное на основании установленных нормативов допустимого изъятия и данных о численности конкретного вида охотничьих ресурсов допустимое изъятие охотничьего ресурса выражается дробным числом, которое меньше единицы, округление такого значения допустимого изъятия охотничьего ресурса не производится.
В случае, если рассчитанное на основании установленных нормативов допустимого изъятия и данных о численности вида охотничьих ресурсов допустимое изъятие охотничьих ресурсов выражается дробным числом, которое больше единицы, округление такого значения производится в соответствии с правилами математического округления, а именно: если первый знак после запятой больше или равен 5, целая часть числа увеличивается на единицу; если первый знак после запятой меньше 5, целая часть числа не изменяется.
В силу пункта 9.4 приложения 1 к Приказу Минприроды России от 29 июня 2010 года № 228 лимит добычи каждого вида охотничьих ресурсов по субъекту Российской Федерации с указанием, при необходимости, их пола и возраста, на период с 1 августа текущего года до 1 августа следующего года, определяется как сумма квот добычи охотничьих ресурсов в закрепленных охотничьих угодьях, квот добычи охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях и объемов добычи на территориях, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов, но не являющихся охотничьими угодьями.
Из данных в судебном заседании объяснений представителей Губернатора Ивановской области, заключения государственной экологической экспертизы по объекту - проект указа Губернатора Ивановской области "Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на территории Ивановской области на период с 01.08.2014 года до 01.08.2015 года" (т. I, л.д. 25 - 30), протокола обсуждения материалов по вопросу "Установления лимитов и квот добычи охотничьих ресурсов на территории Ивановской области на период с 01.08.2014 года по 01.08.2015 года" (т. II, л.д. 39 - 43) следует, что в нарушение приведенных нормативных положений федерального законодательства при определении лимита добычи барсука, бурого медведя, выдры, пятнистого оленя, благородного оленя, лося и рыси Службой по охране объектов животного мира Ивановской области был использован такой порядок, при котором первично был установлен лимит добычи по каждому виду охотничьего ресурса на территории всей области путем проверки соотношения данных об усредненной плотности соответствующего вида охотничьего ресурса в целом по области и суммарной численности особей, указанных в поступивших от охотпользователей заявках на добычу соответствующего вида охотничьего ресурса, на предмет их соответствия нормативам допустимого изъятия, установленным по отдельным видам охотничьих ресурсов Приказом Минприроды России от 30 апреля 2010 года № 138.
При этом, квоты добычи по конкретным охотничьим ресурсам для общедоступных охотничьих угодий Ивановской области и для отдельных охотничьих угодий, находящихся в пользовании юридических лиц были установлены путем деления полученного лимита на количество охотпользователей, подавших заявки, и распределения квот с учетом результатов общественного обсуждения проекта лимитов и квот добычи.
Определенные таким путем лимиты и квоты добычи барсука, бурого медведя, выдры, пятнистого оленя, благородного оленя, лося и рыси на территории Ивановской области на период с 1 августа 2014 года по 1 августа 2015 года были включены Службой по охране объектов животного мира Ивановской области в проект Указа Губернатора, представленный на государственную экологическую экспертизу, и получивший в дальнейшем согласование в Минприроды России.
Таким образом, в нарушение требований части 1 статьи 249 ГПК РФ, возлагающей на орган, принявший нормативный правовой акт, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, и его законности, Губернатором Ивановской области не представлено доказательств, объективно указывающих на выполнение при подготовке и утверждении оспариваемых Указа Губернатора № 142-уг и Указа Губернатора № 161-уг требований вышеприведенных норм федерального законодательства Российской Федерации, обязывающих уполномоченный орган субъекта Российской Федерации при установлении лимита добычи охотничьих ресурсов первоначально устанавливать квоты добычи отдельных видов охотничьих ресурсов для конкретных охотничьих угодий, проверять эти квоты на предмет соответствия каждой из них нормативам допустимого изъятия охотничьих ресурсов в отдельном охотничьем угодье, и только на основании проверенных квот добычи определять лимит добычи каждого вида охотничьих ресурсов по субъекту Российской Федерации как сумму квот добычи охотничьих ресурсов в закрепленных охотничьих угодьях, квот добычи охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях и объемов добычи на территориях, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов, но не являющихся охотничьими угодьями.
Судом не могут быть приняты в качестве доказательства законности оспариваемых прокурором нормативных правовых актов доводы представителей Губернатора Ивановской области о возможности использования при установлении ежегодных лимитов и квот добычи охотничьих ресурсов данных об усредненной плотности соответствующего вида охотничьего ресурса в целом по области, а не конкретных данных о численности охотничьего ресурса в отдельных охотничьих угодьях, указанных в заявках охотпользователей на основании данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания методом зимнего маршрутного учета. Эти доводы основаны на неверном толковании вышеприведенных норм федерального законодательства Российской Федерации в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов, а также Приказа Минприроды России от 11 января 2012 года № 1 "Об утверждении Методических указаний по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания методом зимнего маршрутного учета" и разъяснений к этому приказу, содержащихся в письме Минприроды России от 14 декабря 2012 года № 15-29-21135 "О зимнем маршрутном учете охотничьих ресурсов".
Приведенные нарушения действующего порядка подготовки и принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в субъекте Российской Федерации и внесения в него изменений не были устранены в ходе государственной экологической экспертизы, проведенной в период с 11 июня по 10 июля 2014 года Комиссией, образованной на основании приказа Комитета Ивановской области по природопользованию от 11 июня 2014 года № 72-од.
Как следует из заключения экспертной комиссии, утвержденного приказом Комитета Ивановской области по природопользованию от 10 июля 2014 года № 93-од (т. I, л.д. 24 - 30), материалы, обосновывающие объемы (лимиты, квоты) изъятия охотничьих ресурсов на территории Ивановской области на период с 1 августа 2014 года по 1 августа 2015 года, дают объективную оценку состоянию популяций анализируемых видов охотничьих ресурсов и соответствуют нормам и требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области окружающей среды, а реализация намечаемой хозяйственной деятельности (освоение лимита и квот добычи охотничьих ресурсов на территории Ивановской области в период с 1 августа 2014 года по 1 августа 2015 года) не приведет к необратимым последствиям в группировках видов охотничьих ресурсов Ивановской области, принесет ощутимую социально-экономическую выгоду региону, будет способствовать улучшению половозрастной структуры популяций видов охотничьих ресурсов, и не будет иметь отсроченных негативных последствий после реализации намечаемого проекта. Экспертной комиссией рекомендовано установление следующих лимитов для отдельных видов охотничьих ресурсов: барсук - 53 особи; бурый медведь - 7 особей; выдра - 4 особи; пятнистый олень - 3 особи; благородный олень - 0 особей (лимит не устанавливается); лось - 285 особей, из которых 21 особь самцов во время гона, 221 особь старше 1 года, 43 особей сеголетков; обыкновенная рысь - 4 особи.
Вместе с тем в указанном экспертном заключении приведены общие выводы о том, что предлагаемые по отдельным видам охотничьих ресурсов квоты добычи, устанавливаемые для общедоступных охотничьих угодий и для закрепленных охотничьих угодий по заявкам охотпользователей, убираются в лимит, сформированный в рамках нормативов допустимого изъятия, и не содержат конкретных выводов о том, соответствуют ли предлагаемые по отдельным охотничьим угодьям расчеты квот добычи требованиям пунктов 5, 7 приложения 1 к Приказу Минприроды России от 29 июня 2010 года № 228 и нормативам допустимого изъятия, устанавливаемым в соответствии с приказом Минприроды России от 30 апреля 2010 года № 138 на 1000 га охотничьих угодий, пригодных для обитания данного вида, которые не предусматривают возможности перераспределения по результатам общественного обсуждения квот добычи между охотничьими угодьями в пределах предварительно установленного лимита добычи в целом на субъект Российской Федерации.
Более того, в части обоснования предлагаемых квот добычи лося по отдельным закрепленным охотничьим угодьям в заключении государственной экологической экспертизы (т. I, л.д. 29 об.) прямо указано, что предлагаемые квоты добычи превышают нормативы допустимого изъятия, но комиссия посчитала возможным их принять в силу значительной миграции лося по различным типам угодий в ходе смены сезонов года.
Вместе с тем, в материалах дела имеются заявки охотпользователей Ивановской области (т. I л.д. 31 - 42), в которых в полном соответствии с пунктом 4 приложения 1 к приказу Минприроды России от 29 июня 2010 года № 228 указаны сведения о свойственной для вида охотничьего ресурса площади обитания с указанием общей площади охотничьего угодья; о численности и показателях численности на 1000 га в текущем году и за два предыдущих года; о квоте добычи, выраженной в процентах от численности охотничьего ресурса в текущем году; о квоте добычи, выраженной в количестве особей, предполагаемых к изъятию, в том числе о количестве особей в возрасте до одного года, взрослых особей (самцов с неокостеневшими рогами, самцов во время гона, без подразделения по половому признаку).
Также к заявлению прокурора были приобщены представленные Службой по охране объектов животного мира Ивановской области сведения, входящие в состав государственного охотхозяйственного реестра, о численности охотничьих ресурсов (млекопитающих) в отдельных охотничьих угодьях по состоянию на 28 апреля 2014 года по форме 1.1 (т. I, л.д. 46 - 62) и материалы проведения мониторинга численности охотничьих ресурсов Ивановской области методом зимнего маршрутного учета (т. I, л.д. 65 - 71), которые указывают на возможность расчета квот добычи по закрепленным охотничьим угодьям не по данным об усредненной плотности соответствующего вида охотничьего ресурса в целом по области, а на основании конкретных данных о численности каждого вида охотничьего ресурса в отдельном охотничьем угодье, что и было сделано прокурором в приложении к настоящему заявлению об оспаривании нормативных правовых актов (т. I, л.д. 10 - 11) и уточненном расчете (т. II, л.д. 44 - 45).
Таким образом, оспариваемыми Указами Губернатора № 142-уг и № 161-уг квоты добычи охотничьих ресурсов, а, следовательно, и лимиты их добычи, которые должны представлять собой сумму квот, фактически утверждены без проверки правильности произведенных расчетов относительно объектов экологической экспертизы, к которым в силу статьи 20 Федерального закона от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ "О животном мире" и Положения о порядке проведения Государственной экологической экспертизы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 1996 года № 698, относятся не только материалы, обосновывающие объемы изъятия объектов животного мира в виде лимита добычи охотничьих ресурсов, но и в виде квот добычи охотничьих ресурсов.
В этой связи суд полагает, что в судебном заседании нашли подтверждение доводы прокурора о том, что государственная экологическая экспертиза материалов, обосновывающих лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов на территории Ивановской области на период с 1 августа 2014 года по 1 августа 2015 года осуществлена не в полном объеме с нарушением принципов достоверности и полноты информации, представляемой на экспертизу.
Суд также разделят позицию прокурора о том, что выявленные в настоящем деле существенные нарушения установленного федеральным законодательством порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов повлекли несоответствие содержания Указа Губернатора № 142-уг и Указа Губернатора № 161-уг требованиям частей 5, 6, 7, 9 статьи 24 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ, пунктам 5, 7 приложения 1 к Приказу Минприроды России от 29 июня 2010 года № 228 и нормам приказа Минприроды России от 30 апреля 2010 года № 138 в части установления с превышением нормативов допустимого изъятия охотничьего ресурса: квоты добычи лося в отношении охотничьих угодий, находящихся в пользовании ООО "Волга", ООО "Деревообработка", ООО "Простор+Охота", ООО "Южская звероферма", ОООиР Заволжского муниципального района Ивановской области, ОООиР Пучежского муниципального района Ивановской области, ОООиР Южского муниципального района Ивановской области "Сокол"; квоты добычи пятнистого оленя в отношении охотничьих угодий, находящихся в пользовании ООО "ОРХ РИАТ"; квоты добычи барсука в отношении охотничьих угодий, находящихся в пользовании ОООиР Юрьевецкого муниципального района Ивановской области.
В нарушение статей 56, 249 ГПК РФ представителями Губернатора Ивановской области не были представлены доказательства, опровергающие обоснованность и правомерность составленного прокурором расчета квот добычи охотничьих ресурсов для вышеперечисленных охотпользователей.
Лицами, участвующими в деле, не оспаривалось, что Указами Губернатора № 142-уг и № 161-уг по заявке ООО "Возрождение", не заключившего охотхозяйственное соглашение в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ, утверждены квоты добычи охотничьих ресурсов на период с 1 августа 2014 года по 1 августа 2015 года в отношении охотничьего угодья "Демидовское", находящегося в пользовании этого юридического лица на основании долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира от 10 июля 2009 года (т. I, л.д. 13) и договора от 10 июля 2009 года о предоставлении в пользование территории, необходимой для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты (л.д. 14 - 16).
Судом не могут быть признаны правомерными доводы представителей Губернатора Ивановской области о том, что отсутствие охотхозяйственного соглашения у ООО "Возрождение" не являлось препятствием для установления квот добычи охотничьих ресурсов по заявке этого юридического лица на период с 1 августа 2014 года по 15 августа 2015 года в отношении охотничьего угодья, находящегося в пользовании этого юридического лица, поскольку часть 9 статьи 24 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ и пункт 5 приложения 1 к Приказу Минприроды России от 29 июня 2010 года № 228 содержат императивные требования об определении квот добычи охотничьих ресурсов в отношении каждого закрепленного охотничьего угодья в соответствии с заявками, представленными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Эти нормы не содержат каких-либо оговорок о возможности установления квот добычи охотничьих ресурсов по заявкам юридических лиц, у которых право пользования объектами животного мира возникло до вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ.
Из дела видно, что в отличие от других охотпользователей Ивановской области, заключивших охотхозяйственные соглашения в порядке статьи 27 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ и дополнительные соглашения к ним со Службой по охране объектов животного мира Ивановской области в период с января 2012 года по сентябрь 2013 года (т. I, л.д. 21 - 22, 79 - 169), ООО "Возрождение" такой возможностью не воспользовалось, не сообщив о наличии каких-либо препятствий для реализации своего права на заключение охотхозяйственного соглашения в период действия указанного Федерального закона.
При таких обстоятельствах, отсутствовали правовые основания для утверждения в оспариваемых нормативных правовых актах Губернатора Ивановской области квот добычи охотничьих ресурсов для охотничьего угодья, находящегося в пользовании ООО "Возрождение".
Вместе с тем, суд находит заслуживающими внимания доводы заявления прокурора о том, что нормы оспариваемого Указа Губернатора № 161-уг, устанавливающие лимит квоты добычи на территории Ивановской области обыкновенной рыси на период с 1 августа 2014 года по 1 августа 2015 года (приложение 7), не отвечают требованиям правовой определенности, так как используют непредусмотренное законодательством Российской Федерации наименование вида охотничьего ресурса, лимит добычи которого утверждается по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В части 4 статьи 24 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ, в Приказе Минприроды России от 30 апреля 2010 года № 138, Приказе Минприроды России от 16 ноября 2010 года № 512 "Об утверждении Правил охоты" охотничий ресурс, добыча которого осуществляется в определенные сроки в соответствии с лимитом его добычи, утверждаемым высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, поименован как "рысь" без уточнения видового названия, как это имеет место, например, в отношении оленя (пятнистый олень, благородный олень) или медведя (бурый медведь, гималайский (белогрудый) медведь).
В ходе рассмотрения настоящего дела представителями заинтересованного лица - Губернатора Ивановской области не представлено доказательств, обосновывающих необходимость использования в нормативном правовом акте, утверждающем лимит и квоты добычи рыси на территории Ивановской области в конкретный период времени с 1 августа 2014 года по 1 августа 2015 года, понятия "обыкновенная рысь".
В заявках охотпользователей Ивановской области (т. I, л.д. 32 - 42) также использовано наименование вида охотничьего ресурса - рысь.
Правовой анализ приведенного законодательства позволяет суду сделать вывод о том, что оспариваемый прокурором Указ Губернатора № 161-уг в части использования не установленного федеральным законодательством правового понятия "обыкновенная рысь" не соответствует требованиям правовой определенности, так как ведет к неоднозначному его пониманию и применению и может повлечь препятствия в реализации охотпользователями права на получение разрешений на добычу охотничьего ресурса - рысь, что само по себе является основанием для признания нормы недействующей, как неоднократно отмечал в своих актах Конституционный Суд Российской Федерации.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что оспариваемые прокурором Указ Губернатора № 142-уг и вносящий изменения в него Указ Губернатора № 161-уг не соответствуют требованиям указанных в настоящем решении суда нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов как в части порядка их принятия, так и по содержанию, что нарушает право неопределенного круга лиц - жителей Ивановской области на благоприятную окружающую среду, так как приводит к осуществлению незаконной охоты, нарушению принципов обеспечения экологического разнообразия, создания условий для устойчивого существования и использования всех компонентов животного мира.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание.

Установив, что оспариваемые прокурором указы Губернатора № 142-уг и № 161-уг не соответствуют требованиям имеющих большую юридическую силу Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ и приказам Минприроды России, учитывая требования прокурора, основанные на разъяснениях, приведенных в действующей редакции пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", суд признает оспариваемые нормативные правовые акты недействующими со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

Заявление заместителя прокурора Ивановской области о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими указа Губернатора Ивановской области от 31 июля 2014 года № 142-уг "Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на территории Ивановской области на период с 01.08.2014 до 01.08.2015" и указа Губернатора Ивановской области от 26 августа 2014 года № 161-уг "О внесении изменений в указ Губернатора Ивановской области от 31.07.2014 № 142-уг "Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на территории Ивановской области на период с 01.08.2014 до 01.08.2015" удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вступления настоящего решения суда в законную силу указ Губернатора Ивановской области от 31 июля 2014 года № 142-уг "Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на территории Ивановской области на период с 01.08.2014 до 01.08.2015" и указ Губернатора Ивановской области от 26 августа 2014 года № 161-уг "О внесении изменений в указ Губернатора Ивановской области от 31.07.2014 № 142-уг "Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на территории Ивановской области на период с 01.08.2014 до 01.08.2015".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Ивановский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.


------------------------------------------------------------------